Кластер как активный метод обучения в начальной школе методическая разработка по теме
Содержание:
- 2. Используйте режим слайд-мастера для обновления дизайна последовательно
- Пакеты Dask
- Что такое кластер в экономике
- Хранение данных и долговечность
- Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое
- Применение метода кластер
- Постановка задачи кластеризации[править]
- Практическая реализация
- Мастер-нода запущена, что ещё нужно сделать?
- Типология задач кластеризации[править]
- Кластер: что это означает
- Пример кластера в истории
- Запуск dask кластера
- Питание
- Добавление и удаление фигур схемы
- Туристический кластер, что это
2. Используйте режим слайд-мастера для обновления дизайна последовательно
Большинство моих любимых функций PowerPoint не только экономят время, но также обеспечивают последовательность слайдов. Это огромное преимущество, если логотип находится в одном месте на каждом слайде, например.
Мастер слайдов одновременно управляет дизайном для нескольких слайдов. При настройке мастера слайдов, каждый слайд, который использует этот мастер будет иметь те же изменения.
Перейдите на вкладку «Вид» и выберите «Слайд-мастер». Теперь добавьте что-то, что вы хотите отобразить на каждом слайде (например, текст логотипа или нижнего колонтитула) мастеру:
На верхнем скриншоте я добавил логотип в мастер слайдов, Вы можете увидеть, как он добавляется к нескольким слайдам в одном и том же месте.
Когда вы вернетесь в обычный режим просмотра, вы увидите изменения на каждом слайде, который использует один и тот же мастер.
Опять же: речь идет о создании чистых слайдов с последовательностью. Настройка слайд-мастера — это преимущество производительности и превосходного дизайна.
Пакеты Dask
Dask и необходимые зависимости устанавливается как стандартные пакеты с помощью или
В документации под dask, последний пакет упоминается как опциональный, но не говориться, что без него «по-тихому» не будет работать прекрасная функция dask dashboard.
Без нее проводить мониторинг кластера и наблюдать как задачки разбегаются по узлам будет невозможно. А это очень поможет при оптимизации приложения для работы в распределенной среде.
Для сборки необходим gcc, потому:
- на MacOS должен быть установлен xcode
- если собираете docker image для запуска docker-worker, то начать с «тонкого» имиджа, типа может не получиться. Прийдется либо доставлять необходимые пакеты, либо взять полноразмерный исходный имидж .
Что такое кластер в экономике
В экономике понятие кластер включает в себя взаимозаменяемые элементы, относящиеся к самодостаточной локализованной сфере производства или услуг определённого направления.
Это может быть группа взаимосвязанных организаций, компаний, банков, учреждений образования, поставщиков продукции и комплектующих, научно-исследовательских институтов, которые сконцентрированы на некоторой территории, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, а также всего кластера в целом.
Понятие кластера в экономике было предложено в 1990 году американским экономистом М. Портером. Этим термином обозначалась группа конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Причем компании, которые действуют в кластерных отраслях имеют тенденцию к географической концентрации. Поэтому современное определение кластера включает в себя следующее:
По своей сути, они являются не какой-то организацией, а всего на всего, определенной группой, в которую объединяются предприятия одного региона. Эти предприятия являются независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.
Такая форма объединения обладает достаточно высокими показателями конкуренции, кооперации и, само собой эффективностью экономики.
У кластера имеется свой центр, куда входит группа конкурирующих компаний данного кластера. Эта группа выпускает конечный продукт, который реализуется вне кластера.
Кластеры в экономике являются очень важным моментом, поскольку развивая сам кластер, тем самым развивается и экономика региона, повышается качество продукции.
Это связано с усилением конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям. Кроме того, увеличивается занятость, повышается качество рабочей силы и, соответственно, повышается конкурентоспособность региона.
Хранение данных и долговечность
Запуск Raspberry Pi с карты памяти по определению может вызвать проблемы. К счастью, почти за весь год, пока у меня на Raspberry Pi работал Kubernetes, я не испытывал никаких проблем; но возникали случаи, когда при определённых настройках конфигурации скорость записи на основной плате падала до 30 кбит/с, а на рабочих платах — до 5 кбит/с.
В качестве хранилища я использую NFS: у меня есть свободный прекрасно работающий мини-компьютер Intel NUC, и я его настроил как сетевое хранилище, поэтому могу ограничивать запись на карты памяти плат, а с помощью утилиты log2ram можно обезопасить себя ещё больше.
Я работаю с картами памяти большого объёма, поэтому мне нужно, чтобы вся система могла стабильно работать в течение довольно длительного времени.
Замечание по картам памяти: я использую SanDisk Extreme Pro 128GB, A2, UHS-I, U3, V30 по нескольким причинам.
Первая: чем больше свободного пространства, тем меньше вероятность выхода из строя всей карты, и вторая причина — пожизненная гарантия на карты памяти Sandisk, что, в случае выхода из строя всего кластера, сэкономит мне два дополнительных Raspberry Pi. Чтобы избежать нежелательных задержек, если сбой всё-таки произойдёт, советую всегда иметь под рукой резервную карту памяти. Никогда не знаешь наперёд, когда она может понадобиться.
Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое
По поводу кластера в автомобиле необходимо сделать несколько разъяснений. Дело в том, что понятие кластера характерно для отрасли автомобилестроения. Это уже экономика, т.е. кластер здесь – это группа расположенных на одной территории предприятий или организаций, связанных с автомобилестроением.
Например, в России сформировано три таких кластера. Это Приволжский, Центральный и Северо-западный. Они связаны с местом концентрации производств конечной продукции.
В свою очередь, в каждом из этих кластеров можно выделить свои кластерные единицы. Так, для Самарской области, структура автомобильного кластера будет выглядеть следующим образом:
Что же касается непосредственно автомобиля, то здесь также имеется такое понятие как кастер, которое некоторые путают со словом кластер. Связано это с такой технической характеристикой, как развал-схождение.
Здесь понятие кастер – это угол, под которым наклоняется ось поворота колеса по отношению к вертикали. Этот угол является важным параметром подвески автомобиля.
Если кастер небольшой, то сцепление колес с дорогой улучшается. При поездке по неровной дороге в гоночных автомобилях угол кастера уменьшается, а на ровной скоростной трассе – увеличивается.
Если показатель угла продольного смещения колес выходит за заводские стандарты, то это повышает риск поломки в ходовой части и в системе управления.
Однако, если применить к автомобилю стандартное понятие кластера и использовать слово автомобиль в качестве ключевого, то можно составить что-то вроде такой схемы:
Применение метода кластер
Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.
Пример использования приема кластер на уроке
В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.
Постановка задачи кластеризации[править]
Пусть — множество объектов, — множество идентификаторов (меток) кластеров.
На множестве задана функция расстояния между объектами .
Дана конечная обучающая выборка объектов .
Необходимо разбить выборку на подмножества (кластеры), то есть каждому объекту сопоставить метку ,
таким образом чтобы объекты внутри каждого кластера были близки относительно метрики , а объекты из разных кластеров значительно различались.
Определение: |
Алгоритм кластеризации — функция , которая любому объекту ставит в соответствие идентификатор кластера . |
Множество в некоторых случаях известно заранее, однако чаще ставится задача
определить оптимальное число кластеров, с точки зрения того или иного критерия качества кластеризации.
Кластеризация (обучение без учителя) отличается от классификации (обучения с учителем) тем,
что метки объектов из обучающей выборки изначально не заданы, и даже может быть неизвестно само множество .
Решение задачи кластеризации объективно неоднозначно по ряду причин:
- Не существует однозначного критерия качества кластеризации. Известен ряд алгоритмов, осуществляющих разумную кластеризацию «по построению», однако все они могут давать разные результаты. Следовательно, для определения качества кластеризации и оценки выделенных кластеров необходим эксперт предметной области;
- Число кластеров, как правило, заранее не известно и выбирается по субъективным критериям. Даже если алгоритм не требует изначального знания о числе классов, конкретные реализации зачастую требуют указать этот параметр;
- Результат кластеризации существенно зависит от метрики. Однако существует ряд рекомендаций по выбору метрик для определенных классов задач..
Число кластеров фактически является гиперпараметром для алгоритмов кластеризации. Подробнее про другие гиперпараметры и их настройку можно прочитать в статье.
Практическая реализация
В качестве примера такого подхода к реализации проектов подобного рода рассмотрим систему, разработанную компанией «Версия» и предназначенную для применения в тех случаях, когда требуется безотказный непрерывный доступ к данным по формуле 24×7×365 с нулевым временем простоя.
Этот вычислительный комплекс выбран не случайно, поскольку при его разработке было принято решение о создании системы высокой готовности, к тому же удовлетворяющей всем требованиям отказоустойчивости. Также обязательным требованием было наличие возможности гибкого масштабирования с расчетом не только создания любой конфигурации, но и адаптивного расширения функциональности после интеграции системы в существующую инфраструктуру.
Таким образом, при разработке заранее предусматривалась возможность обслуживания и профилактики системы без ее останова, конфигурация просчитывалась с учетом потенциальных точек отказа и обязательного их устранения. Во всех модулях применялось дублирование жизненно важных узлов, сочетаемое с возможностью перехвата управления: в нормальном режиме каждый контроллер выполняет свои функции с подчиненными узлами, но при выходе из строя одного из них второй контроллер будет обслуживать все остальные узлы до замены первого.
Ядром вычислительной системы стал сервер ВЕРСИЯ SP-4000. Он поддерживает до четырех 64-разрядных процессоров Intel Itanium 2 с тактовой частотой до 1,6 GHz (кэш-памятью третьего уровня до 9 МВ), до 32 GB оперативной памяти и до трех жестких дисков SCSI. Высокий уровень отказоустойчивости данной модели достигается резервированием компонентов сервера – блоков питания, вентиляторов, жестких дисков.
Все эти компоненты допускают возможность осуществления замены без выключения сервера (hot-plug); кроме того, замену устройств PCI тоже допустимо производить на лету. Помимо этого, данная модель характеризуется наличием универсальных программно-аппаратных средств Intel Server Management, представляющих собой мощные инструменты внутреннего (in-band) и внешнего (out-band) мониторинга и управления сервером.
В качестве коммутатора в разработанной конструкции применено 8-портовое решение SANbox 5200. Его использование дает возможность масштабирования до 64 подключений без дополнительного порта для межкоммутаторных соединений, производительность FibreChannel 10 Gbps и централизованное управление. Масштабируемость и быстродействие модульного коммутатора наращиваются по мере необходимости.
SANbox 5200 поддерживает трафик между коммутаторами, серверами и хранилищами со скоростью 2 Gbps и масштабируется от 4, 8, 12 и 16 до 64 портов в одном стеке. Функция NDCLA (non-disruptive code load and activation) позволяет добавлять, изменять или удалять свойства, не прерывая работу сети хранения данных.
Это один из первых FC-коммутаторов, конфигурировать и зонировать который можно, используя простые программы-мастера (wizard). ПО SANsurfer Management Suite упрощает управление стеками, помогая пользователям установить, конфигурировать, контролировать, диагностировать и осуществлять обновление при помощи одного приложения с простым графическим интерфейсом.
В качестве подсистемы хранения данных в кластер включены два высокоемких накопителя, выполненных по технологии SAN (Storage Area Network). Базовая конфигурация рассчитана на объем не менее 3,7 TВ, но при необходимости возможно расширение.
Каждое хранилище обеспечивает независимый аппаратно-программный мониторинг всех компонентов, контролируя состояние накопителей, источников питания, частоту вращения вентиляторов, температурный режим во всех модулях, своевременно информируя оператора о критических ситуациях, требующих вмешательства. Практически все модули могут быть заменены без остановки системы, в режиме hot plug.
Мастер-нода запущена, что ещё нужно сделать?
Нужно обеспечить сетевую связь между подами — без неё нода будет иметь отметку (taint) и всегда оставаться в состоянии NotReady — “не готова”.
По умолчанию на мастер-ноде ничего развёртывать нельзя, и нода будет отображаться c отметкой (taint), но не волнуйтесь — мы можем изменить это командой
Теперь что касается дашборда. Покажите мне того человека, которому не нравится, когда в ПО имеется дашборд! В Kubernetes есть собственный и достаточно универсальный дашборд, и с его помощью можно обозревать весь кластер и что-либо у него внутри.
Как вы, возможно, заметили, я довольно хорошо покопался в настройках Helm-чарта, но для этого были причины.
Ваш дашборд будет работать, но… он ничего не будет показывать, потому что ещё нет разрешений.
Мы почти у цели. У нас есть мастер-нода и дашборд, но доступа к нему в данный момент у нас нет. Конечно, для доступа к дашборду можно было воспользоваться nodePort, но мы пойдём другим путём — получим доступ средствами Kubernetes, а для этого нам понадобится балансировщик нагрузки loadBalancer.
Нода работает в локальной сети, поэтому мы не можем рассчитывать ни на какие «плюшки» от AWS или GoogleCloud, но бояться тут нечего — эту проблему, в принципе, можно решить.
Типология задач кластеризации[править]
Типы входных данныхправить
- Признаковое описание объектов. Каждый объект описывается набором своих характеристик, называемых признаками (англ. features). Признаки могут быть как числовыми, так и категориальными;
- Матрица расстояний между объектами. Каждый объект описывается расстоянием до всех объектов из обучающей выборки.
Вычисление матрицы расстояний по признаковому описанию объектов может быть выполнено бесконечным числом способов в
зависимости от определения метрики между объектами. Выбор метрики зависит от обучающей выборки и поставленной задачи.
Цели кластеризацииправить
Классификация объектов. Попытка понять зависимости между объектами путем выявления их кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов упрощает дальнейшую обработку данных и принятие решений, позволяет применить к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»). В данном случае стремятся уменьшить число кластеров для выявления наиболее общих закономерностей;
Сжатие данных. Можно сократить размер исходной выборки, взяв один или несколько наиболее типичных представителей каждого кластера
Здесь важно наиболее точно очертить границы каждого кластера, их количество не является важным критерием;
Обнаружение новизны (обнаружение шума). Выделение объектов, которые не подходят по критериям ни в один кластер
Обнаруженные объекты в дальнейшем обрабатывают отдельно.
Методы кластеризацииправить
- Графовые алгоритмы кластеризации. Наиболее примитивный класс алгоритмов. В настоящее время практически не применяется на практике;
- Вероятностные алгоритмы кластеризации. Каждый объект из обучающей выборки относится к каждому из кластеров с определенной степенью вероятности:
- Иерархические алгоритмы кластеризации. Упорядочивание данных путем создания иерархии вложенных кластеров;
- Алгоритм -средних (англ. -means). Итеративный алгоритм, основанный на минимизации суммарного квадратичного отклонения точек кластеров от центров этих кластеров;
- Распространение похожести (англ. affinity propagation). Распространяет сообщения о похожести между парами объектов для выбора типичных представителей каждого кластера;
- Сдвиг среднего значения (англ. mean shift). Выбирает центроиды кластеров в областях с наибольшей плотностью;
- Спектральная кластеризация (англ. spectral clustering). Использует собственные значения матрицы расстояний для понижения размерности перед использованием других методов кластеризации;
- Основанная на плотности пространственная кластеризация для приложений с шумами (англ. Density-based spatial clustering of applications with noise, DBSCAN). Алгоритм группирует в один кластер точки в области с высокой плотностью. Одиноко расположенные точки помечает как шум.
Сравнение алгоритмов кластеризации из пакета scikit-learn
Кластер: что это означает
Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:
- группа;
- союз;
- альянс;
- объединение;
- ассоциация.
Термин «кластер» используется:
- в точных науках (математике, химии, информатике);
- общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории);
- искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания.
В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».
Фото: multiurok.ru: UGC
Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:
- умение грамотно формулировать вопросы;
- работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
- способность выявлять логические и причинно-следственные связи;
- умение делать умозаключения;
- обобщать и делать переход от общего к частному и наоборот;
- способность проводить параллели и находить аналогии;
- умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.
Освоив правила создания кластеров, ученики способны:
- объяснить новый материал ясно, четко и доходчиво;
- способны высказывать свою, отличную от учебника, интерпретацию информации;
- могут сформировать собственные оценочные суждения и логические выводы из изученного материала;
- владеют навыками ведения диалога и активного слушания;
- вырабатывают уважительное отношение к точке зрения, которая отличается от их собственной.
Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.
Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:
- учитель может работать с большим объемом материала, не утомляя учащихся;
- в процесс обучения включены все ученики, и он им интересен;
- ученики заинтересованы высказывать свою точку зрения;
- способствует выработке навыков творчески мыслить.
Фото: maria-kudryavtseva.ru: UGC
Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:
- Выбрать ту графическую модель, на основе которой будет создан кластер.
- В центре необходимо поместить ключевой термин, понятие, идею, мысль.
- Важные смысловые единицы с основным термином должны соединяться прямыми линиями.
- Возле крупных смысловых единиц располагаются менее значительные, но необходимые для полноценного раскрытия темы.
- В качестве ключевого понятия могут быть использованы: слово, сочетание слов, факты, даты, образы и так далее.
Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.
При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.
Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:
- Оценить учебный материал и определить, насколько целесообразно при его изучении составлять кластер.
- Рассказать ученикам, в чем суть метода, привести собственный пример и попросить их его проанализировать.
- Предложить классу улучшить приведенный пример.
- Приступить к созданию нового кластера, помогая на первом этапе выделять смысловые единицы.
Пример кластера в истории
Занимаясь историей, можно составлять кластеры, которые помогут лучше понять изучаемую тему. Выделив ключевое слово, можно составить к нему несколько подходящих определений. В приведенной ниже схеме такое ключевое слово показано красным шрифтом.
В красных кружках определяем блоки второго уровня, от которых уже идут тематические определения.
Для кластера в истории основным определением является выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке.
Создавать кластеры при изучении истории можно на любую тему. Данная технология поможет понять изучаемую тему.
Использование кластеров характерно в большей степени для школьного обучения.
Запуск dask кластера
Процесс-планировщик создается один на кластер. Запускать его можно на любой машине. Единственная очевидная рекомендация — машина должна быть максимально доступна.
Процессы-работники запускаются на всех компьютерах, ресусами которых вы планируете пользоваться.
- / — количество процессов, которые будут запущены, и количество потоков в каждом из них. Поскольку GIL присутствует и на стороне процессов-работников, запускать обработку на многих потоках имеет смысл только если распределенный процесс реализован на чем-то низкоуровневом, как numpy. В противном случае нужно масштабироваться за счет количества процессов.
- — объем памяти, доступный каждому процессу. Ограничивать доступную память процесам нужно очень аккуратно — при достижении предела по памяти процесс-работник перестартовывает, что может вызвать остановку процесса обработки. Я сначала ставил ограничение, но потом убрал.
- — время в секундах, в течении которого процессы-работники будут ждать, пока планировщик перезапустится. Это время нужно подбирать в соответствии с ожидаемым временем перезагрузки компьютера-планировщика. Как ни странно, похоже, этот параметр не всегда учитывается.
- — префикс имени процесса-работника, как он будет отображаться в отчетах планировщика. Это удобно, чтобы видеть «человеческие» имена сервисов-работников.
- — директория, которая будет использоваться для создания временных файлов
Запуск процессов-работников на Windows в виде сервиса
Понятно, что запуск dask-worker со всему параметрами делается в виде пакетного файла. Также, чтобы кластер поднимался сам, dask-worker должен запускаться как только компьютер стартовал.
NSSM, в частности, позволяет настроить рестарт пакетного файла, в случае его завершения. Это удобно для обработки ситуации, когда планировщик недоступен в течение длительного времени, и процессы-работники завершаются и останавливаются. В этом случае NSSM просто будет их перезапускать.
Также NSSM позволяет перенаправить консольный вывод из пакетного файла в ротируемый файл журнала. Бывает удобно для «разбора полетов»
Проверка Firewall
Также необходимо проверить правила firewall: планировщик должен иметь возможность достучаться до процесса-работника.
Неприятно, что если на узле, где запущен процесс-работник, блокируются входящие соединения — то об этом станет известно только при запуске приложения. В этом случае, если даже до одного узла не получится достучаться — весь клиентский процесс упадет. До этого будет казаться, что все в порядке, поскольку все узлы будут выглядеть как подключенные.
По умолчанию каждый процесс-работник открывает случайный порт. При запуске можно указать прослушиваемый порт, однако в этом случае будет запустить только один процесс.
Питание
Энергопотребление Raspberry Pi по данным raspi.tv
Raspberry Pi практически не потребляет мощности и имеет высококачественные разъёмы, поэтому я решил использовать блок питания с несколькими розетками. Мой выбор пал на RAVPower Official — блок питания на 60 Вт (ссылка на Amazon). Он отлично справляется с работой: при шести подключённых Raspberry Pi у меня не было ни одного сбоя электропитания.
Устройство имеет один «вход». Оно не только миниатюрное, но и очень удобное: подключаться к ИБП стало намного проще, чем через стандартный удлинитель с несколькими розетками. Ещё один совет: подбирайте кабели питания как можно более высокого качества и как можно более короткие, это позволит избежать сбоев. Кроме того, рекомендую отключить Wi-Fi на Raspberry Pi, так как эта функция пусть немного, но потребляет энергию.
Добавление и удаление фигур схемы
Добавляем поле
1. Кликните по графическому элементу SmartArt (любой блок схемы), чтобы активировать раздел работы с рисунками.
2. В появившейся вкладке “Конструктор” в группе “Создание рисунка” нажмите на треугольник, расположенный возле пункта “Добавить фигуру”.
3. Выберите один из предложенных вариантов:
- “Добавить фигуру после” — поле будет добавлено на том же уровне, что и текущее, но после него.
- “Добавить фигуру перед” — поле будет добавлено на том же уровне, что и уже существующее, но перед ним.
Удаляем поле
Для удаления поля, как и для удаления большинства символов и элементов в MS Word, выделите необходимый объект, кликнув по нему левой кнопкой мышки, и нажмите клавишу “Delete”.
Перемещаем фигуры блок-схемы
1. Кликните левой кнопкой мышки по фигуре, которую хотите переместить.
2. Используйте для перемещения выделенного объекта стрелки на клавиатуре.
Совет: Чтобы перемещать фигуру малыми шагами, держите зажатой клавишу “Ctrl”.
Изменяем цвет блок-схемы
Отнюдь не обязательно, чтобы элементы созданной вами схемы выглядели шаблонно. Вы можете изменить не только их цвет, но и стиль SmartArt (представлены в одноименной группе на панели управления во вкладке “Конструктор”).
1. Кликните по элементу схемы, цвет которого вы хотите изменить.
2. На панели управления во вкладке “Конструктор” нажмите кнопку “Изменить цвета”.
3. Выберите понравившийся цвет и нажмите на него.
4. Цвет блок-схемы сразу же изменится.
Совет: По наведению курсора мышки на цвета в окне их выбора, вы можете сразу увидеть, как будет выглядеть ваша блок-схема.
Изменяем цвет линий или тип границы фигуры
1. Кликните правой кнопкой мышки на границе элемента SmartArt , цвет которого вы хотите изменить.
2. В появившемся контекстном меню выберите пункт “Формат фигуры”.
3. В окне, которое появится справа, выберите пункт “Линия”, выполните необходимые настройки в развернувшемся окне. Здесь вы можете изменить:
цвет линии и оттенки;
тип линии;
направление;
ширину;
тип соединения;
другие параметры.
4. Выбрав желаемый цвет и/или тип линии, закройте окно “Формат фигуры”.
5. Внешний вид линии блок-схемы изменится.
Изменяем цвет фона элементов блок-схемы
1. Кликнув правой кнопкой мышки по элементу схемы, выберите в контекстном меню пункт “Формат фигуры”.
2. В открывшемся справа окне выберите элемент “Заливка”.
3. В развернувшемся меню выберите пункт “Сплошная заливка”.
4. Нажав на значок “Цвет”, выберите желаемый цвет фигуры.
5. Кроме цвета вы также можете отрегулировать и уровень прозрачности объекта.
6. После того, как вы внесете необходимые изменения, окно “Формат фигуры” можно закрыть.
7. Цвет элемента блок-схемы будет изменен.
На этом все, ведь теперь вы знаете, как сделать схему в Ворде 2010 — 2016, а также и в более ранних версиях этой многофункциональной программы. Инструкция, описанная в данной статье является универсальной, и подойдет к любой версии офисного продукта от Microsoft. Желаем вам высокой продуктивности в работе и достижения только положительных результатов.
Туристический кластер, что это
Выяснив, что такое кластер, дать определение кластера в сфере туризма не составит больших сложностей.
Все очень просто. Создание таких кластеров направлено, в первую очередь, на конкурентоспособность в этой сфере.
Основой является управляющая компания, которая регулирует работу туристических операторов, агентств по предоставлению туристических услуг, а также организаций, осуществляющих услуги по размещению гостей — отели, пансионаты, санатории и пр.
Если рассматривать этот кластер далее. То можно обнаружить такие подразделения, как компании по организации трансферта, предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.), места досуга и отдыха (парки, спортивные залы, площадки, кинотеатры), торговые точки с сувенирной продукцией.
Таким образом, более расширенное понятие туристского кластера будет выглядеть так:
Кластеры, по видам туристических ресурсов, делятся на водные (морской, речной, озерный), лесные, горные и смешанные. По видам туристских аттракторов они бывают музейные, развлекательные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и пр. кластеры.
По масштабу выделяют локальные, региональные, национальные и транснациональные кластеры.