Что такое государственный бюджет и как он пополняется?

Какие виды бывают, список

К основным видам относятся бюджеты:

  1. Операционные, обобщающие сведения о плановых значениях стоимостных и натуральных показателей в разрезе текущих операций организации.
  2. Инвестиционные, формируемые на основе данных инвестиционной деятельности.
  3. Финансовые, включающие сведения о доходах, плановых расходах, обязательствах, активах, объемах собственного капитала.

Кроме того, существующая классификация позволяет выделять такие разновидности, как долгосрочные и краткосрочные бюджеты, постатейные, статические и гибкие, профицитные и дефицитные, сбалансированные, преемственные.

По масштабу выделяют бюджеты субъектов, местные, федеральные, консолидированные – объединяющие все виды бюджетов конкретного субъекта.

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Бюджет в организации

Основная статья: Бюджет организации

Бюджет — документ, описывающий деятельность ЦФО (центра финансовой ответственности) или отдельной функциональной области (например продажи, закупки, производство и т.д.) за определённый период, выраженный количественно в стоимостных и/или натуральных показателях.
Основные типы бюджета

  • Функциональный бюджет – это бюджет, составляемый ЦФО по определённому функциональному направлению за которое оно отвечает (например: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет запасов, бюджет электроэнергии, бюджет оплаты труда и т.д.). Функциональный бюджет включает в себя лимитирующий фактор. «Лимитирующий фактор» — фактор, ограничивающий возможности ЦФО в планировании. Для производственных ЦФО, лимитирующим фактором будет объем продаж. Для ЦФО отвечающих за закупки таким фактором необходимо установить объём производства продукции. Функциональные бюджеты формируются в определённой последовательности, в той же последовательности как осуществляется планирование в компании. Основной особенностью функциональных бюджетов, является то, что они могут выражаться как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Функциональные бюджеты закладывают базу для всего экономико-финансового моделирования, так как оперируют с планами конкретных подразделений и ЦФО на уровне натуральных показателей.
  • Бюджет ЦФО. Данный тип бюджетов составляется на основании функциональных бюджетов, как конструктор составляется из разных деталей, но в конце обретает законченную форму, также и данный вид бюджета. Он характеризует план работы ЦФО в рамках периода планирования в стоимостном выражении в трёх видах деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
  • Управленческий бюджет – это бюджет верхнего уровня, его ещё называют Мастер бюджет или Генеральный бюджет (англ. Master Budget). Однако на самом деле специалисты подразумевают под этим понятием, совокупность трёх бюджетов: бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Три управленческих бюджета собираются из Бюджетов ЦФО.

По характеру составления, выделяют

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Классификация бюджетов:

  1. Долгосрочные и краткосрочные
  2. Постатейные бюджеты
  3. Бюджеты с временным периодом
  4. Гибкие и статические бюджеты
  5. Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
  6. Генеральные и частные

2 принципа получения дополнительных доходов

Это обязательное избавление от лишних трат, за счет этого ваш доход в количестве 25-30% можно экономить каждый месяц.

Ищите скидки на товары, бонусы при покупке, акции на нужный товар. Избавляйтесь от ненужных привычек, например, пить кофе из автомата, а от метро пройдитесь пешком при любой погоде до дома, в магазин ходите 1 раз в неделю строго со списком покупок и лишнего не берите.

Стоит рационально использовать свои ресурсы. Как-то на одном денежном тренинге было предложено оценить стоимость своего рабочего часа и вот эту стоимость вкладывать в цену будущей вещи, которую вы хотите приобрести.

К примеру, босоножки стоят 5 тысяч рублей, а стоимость вашего одного часа 250 руб. Получается, что при 8-часовом графике работы нужно будет два с половиной дня работать, чтобы приобрести эти босоножки. Стоит ли, если у вас есть в чем ходить?

Или оценивайте покупку сотового телефона с точки зрения стоимости вашего рабочего времени. Работать придется гораздо дольше. Сможет ли ваш телефон окупиться хотя бы тем, что вы его будете использовать для решения рабочих моментов?

Все оценивайте, не решайтесь на спонтанную покупку. Принцип минимализма в жизни иногда очень выручает. Он энергетически получается менее затратен.

Второй принцип – это оптимизация расходов

Менять себя кардинально, урезать себя во всем совсем и не нужно. Можно перераспределить все расходы, посмотреть, где можно экономить, и найти сумму на нужную вам вещь.

«Где-то убыло, где-то прибудет». Анализируйте свои расходы, или ищите дополнительные доходы. Вместо ежедневного убивания времени перед телевизором, лучше приобретите новый навык и получайте за него деньги.

В интернете сейчас очень много способов начать зарабатывать деньги. Можно приобрести новую профессию, копирайтера, или можно что-то научиться делать своими руками и продавать эти вещи.

Оцените свои навыки и вспомните, чем вы хотели бы заниматься. Например, один мой знакомый ведет рубрику в интернете о том, как выращивать лимоны в рабочем кабинете и получать урожай.

Всегда привожу в пример опыт приобретения новой профессии в интернете Юлии Высоцкой. Возможно, кто-то скажет, что у нее другие условия. Одно можно сказать, что эта женщина себя «растила», вкладывала в свое обучение деньги и пр. И сейчас можно сказать, что она профессионал своего дела: пишет книги, прекрасно готовит, ведет много передач, снимается в кино и театре. Ей многое «по плечу», несмотря ни на что!

Доходы и расходы всегда личное дело каждого, но выигрывает от этого семья, дети, если все же четко планировать бюджет семьи.

Гармоничная жизнь – это определенно итог не только грамотно построенных отношений, но и бюджета тоже. Стройте свой семейный бюджет!

Государственный бюджет

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и так далее. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему России) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации — России входят бюджеты следующих видов:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы государственного бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета).
Если запланированные расходы бюджета превышают доходы, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

Расходы:

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

  • Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
  • Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

  • Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
  • Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
  • Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
  • Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Бюджет организации

В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.

Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.

Как правильно вести семейный бюджет: ТОП – 15 советов

Определитесь со стратегией. У вас должно быть четкое понимание главных приоритетов. Ваша стратегия может представлять собой и долгосрочный финансовый план, от которого следует отталкиваться, расписывая ежемесячный бюджет.

Назначьте главного по бюджету. Ведение семейного бюджета подразумевает управление деньгами и семейным капиталом. Во избежание путаницы, делать это должен кто-то один.

Используйте подходящую систему учета. Не ищите самую «действенную», самую «проверенную» схему управления бюджетом – такой нет. Используйте ту, которая вам нравится и кажется максимально удобной.

Анализируйте расходы. Знание потребностей вашей семьи позволит более рационально распределять расходы и планировать расходы
Обратите внимание, какие категории являются самыми затратными.

Придерживайтесь четкой схемы накоплений. Ваши накопления не должны зависеть от текущей финансовой ситуации – они должны быть стабильными и регулярными
Откладывайте по 10-20% с каждой выручки, если вы так решили, и не допускайте исключений. Можно настроить автоматические отчисления на банковской карте.

Откладывайте деньги сразу. По статистике, самые активные траты приходятся на первую неделю после получки

Поэтому важно первым делом отложить деньги, а оставшиеся – распределять.

Используйте вспомогательные инструменты. Старайтесь по максимуму автоматизировать ведение бюджета – изучите приложения, подключите сбор статистики, пользуйтесь программами для работы с таблицами.

Планируйте покупки

Лучший способ избежать лишних трат и сократить расходы – это планирование. Ходите в супермаркет со списком, старайтесь избегать спонтанных покупок.

Оставляйте финансовый резерв. Планируйте расходы с небольшим резервом – чтобы не попасть в затруднительное положение, будь то поход в магазин или составление бюджета на месяц.

Повышайте финансовую грамотность. Любые знания, будь то основы бухгалтерского учета, теория управления личными финансами, инвестирование или понимание глобальных процессов в экономике – могут пригодиться и быть полезными при принятии важных для семьи финансовых решений.

Корректируйте бюджет при необходимости. Большая ошибка – следовать старой схеме, если условия поменялись (увеличился доход, вы взяли кредит, родился ребенок). Лучше пересмотреть бюджет и проверить, соответствует ли он текущей финансовой ситуации.

Ведите бюджет регулярно. Расчет расходов и доходов требует постоянного контроля. В противном случае вы рискуете что-то упустить, и тогда баланс нарушится.

Контролируйте мелкие траты. Около 1/5 всех денег обычно расходуется на всякие мелочи – траты, которые мы практически не замечаем.

Не пренебрегайте льготами. Обращайтесь за положенными пособиями, льготами и вычетами. Помните, что это тоже источник дохода.

Не лишайте себя удовольствий. Ни в коем случае не входите в режим жесткой экономии – просто контролируйте расходы на развлечения, покупку товаров и услуг. Достаточно удерживать их в рамках 30% вашего бюджета.

Что такое бюджет государства

Как и другие разновидности бюджетов, государственный делится на расходную часть и доходы. Последняя часть состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Расходы включают в себя 2 категории – текущие и на развитие. Рассматривая бюджет на примере России, за последний год налоговые поступления составили около 84% от общей суммы, а не налоговые 16%.

В зависимости от экономической ситуации в государстве, а также отражении на экономике внешних факторов, например, природных катаклизмов, войны и других форс-мажорных обстоятельств, сальдо государственного бюджета может пребывать в профиците или дефиците. Среди причин возможного дефицита выделяют следующее:

  • Недостаток объема доходной части сметы. Такая ситуация нередко возникают в РФ. Единственный путь для наполнения данной части бюджета, это увеличение уже имеющихся налогов и внедрение новых.
  • Локальные военные конфликты на территории государства, а также за его пределами;
  • Шаткий курс национальной валюты;
  • Непредсказуемое увеличение расходной части бюджета. Сюда также можно отнести неэффективное или не целесообразное расходование денег. Например, это могут быть слишком большие средства, направленные на содержание управленческого аппарата, а также дотации отраслей производства, находящихся в убытке;
  • Стагнация, то есть застой в экономике. В свою очередь это может спровоцировать снижение внутреннего валового продукта, а также отсутствие налоговых поступлений в ожидаемом объеме;
  • Увеличение расходов на безопасность. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если государство выделяет большие денежные суммы на вооружение в мирное время.

Для выполнения государством своих обязательств и функций по отношению к проживающим на территории гражданам, а также партнерам и кредиторам, бюджетный дефицит следует погасить, то есть профинансировать.

Для ликвидации дефицита, государство зачастую занимает средства у людей, то есть занимается выкупом облигаций государственных займов. Также эти средства могут быть взяты в кредит у других стран. Но, в большинстве случаев, это приводит к тому, что дефицит исчезает только на некоторое время. Поэтому, чтобы кардинально решить проблему, следует сосредоточиться на сбалансированном формировании государственного бюджета.

На начальных этапах специалисты занимаются составлением проекта бюджета. После этого он отправляется на доработки или утверждение Государственной думой и Федеральным Собранием. На этих органах лежит ответственность за сбалансированность каждого из предложенных проектов. Если на этом этапе будут допущены ошибки и один из проектов потерпит крах, это на шаг приблизит бюджет к дефициту. Чтобы решить эту проблему, правительству следует определить категории сметы, в которых можно сократить расходную часть, то есть провести секвестирование.

Операционные

Для операционных бюджетов характерно включение нескольких других видов, так как в них могут существовать расходы и доходы компании от разных типов ее деятельности. Сюда включаются налоги на собственность, оплата коммунальных услуг, коммерческие, управленческие и производственных расходы, а также потери, связанные с амортизацией основных средств.

Назначением этого вида является раздельный учет целевых расходов и фиксация доходов, полученных отдельными структурными подразделениями.

Подвиды операционных бюджетов

Категорию подразделяют на несколько подгрупп. К ней относятся бюджеты:

  • текущих периодов;
  • функциональные;
  • ЦФО – центра финансовой ответственности;
  • инвестиционные.

В рамках этих подгрупп возможно осуществление контроля за продажами, закупками, производственными запасами, трудовыми и коммерческими расходами, административными затратами.

Инвестиционный бюджет

Независимо от деятельности организации, задачи и цели бюджетирования инвестиций практически всегда будут одинаковыми. Инвестиционная смета включает в себя следующие разновидности бюджетов:

  • Деловых инвестиций;
  • Реализации внеоборотных активов;
  • Инвестиционных выплат;
  • Капитальных инвестиций и вложений;
  • Поступлений от инвестиционных проектов.

Основные цели инвестиционного бюджета – это поиск главных параметров, которые отображаются на развитии компании. Сюда следует отнести модернизацию оборудования, если оно устарело, и строительство новых объектов. Также сюда относится минимизация издержек на хозяйственную деятельность, а также создание моделей проектов, учитывая инновации.

Задачами инвестиционного бюджета являются:

  1. Провести анализ рынка для определения источников внешнего инвестирования.
  2. Оценка финансовой эффективности. Сюда относится определение вероятности получения прибыли после покрытия всех расходов на внедрение инновационных технологий.
  3. Определение стратегии финансирования.
  4. Моделирование финансового потока.

Перед тем, как составить инвестиционный бюджет, специалист должен проанализировать возможности организации в финансовом плане, а также узнать, достаточно ли ресурсов для привлечения прибыли и покрытия расходов на инновации. Стоит учесть, что имеющиеся ресурсы следует классифицировать по потокам финансирования. Инвестиционный бюджет должен состоять только из тех стратегий, которые возможно реализовать, учитывая имеющиеся ресурсы и активы организации.

Также в инвестиционном бюджете должна отображаться информация о направлениях инвестирования. Это может быть возведение новых объектов, закупка оборудования, ремонт имеющихся объектов. Данные в бюджете отображаются с разбивкой на следующие категории:

  • Ресурсы на начало периода
  • Поступления
  • Расходы
  • Остаток
  • Ресурсы на конец периода

Оптимизацией инвестиционного бюджета организации должен заниматься опытный специалист, так как здесь применяются методы математического и динамического программирования.

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector