Интеллектуальное развитие ребенка: виды, методы и особенности

Как способствовать интеллектуальному развитию дошкольников?

Важную, можно даже сказать решающую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет участие родителей и педагогов дошкольных учебных учреждений.

Существует немало способов способствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка в дошкольном возрасте.

Рассмотрим способы поспособствовать интеллектуальному развитию ребенка:

Так как основным видом деятельности всех детишек в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые для школы навыки. Существуют различные разработанные системы дидактических развивающих игр, как для коллективных занятий, так и для индивидуальных. Игра по праву считается наиболее эффективным средством для развития интеллекта и логического мышления у дошкольников.

Всевозможные виды творчества способствуют активному развитию абстрактного мышления, закрепления навыков логического интеллекта и также способствует открытию талантов и способностей ребенка. Недаром в дошкольных учебных учреждениях активно применяют такие виды творчества, как лепка из пластилина, рисование, аппликацию, папье-маше

Важно не препятствовать проявлению инициативы ребенка, не ставить перед ним конкретных задач, чтобы ребенок активно задействовал свой творческий потенциал, учился сопоставлять, анализировать и принимать решения

Разнообразные развивающие игрушки также способствуют развитию интеллектуальных способностей

Важно приобретать именно полезные игры и игрушки для дошкольников, которые будут, не только интересны детям, но также будут соответствовать возрасту и уровню развития

Компьютерные игры также не следует сбрасывать со счетов – они могут послужить на пользу развитию интеллектуальных способностей ребенка, а также логического мышления. Сегодня ведется множество разговоров о вреде компьютерных игр, и многие предлагают полностью исключить их, но это не совсем правильно.

Но, важно все-таки установить ограничения по времени, а также ввести «цензуру». То есть, родители должны самостоятельно подбирать игры и развивающие программы для дошкольника, а также принимать участие в них вместе с детьми

Изучение новой информации

Одна из уникальнейших способностей человеческого мозга заключается в возможности обучения в любом возрасте. Ежедневно каждый из нас получает новую информацию, которую он может использовать в своем опыте. Большое значение имеет не только результат обучения, но и сам процесс. Интеллектуальное развитие невозможно без постоянной работы над собой и пополнения багажа знаний.

Обучение предусматривает работу с информацией, ее обработку, анализ и обобщение. Даже если полученные знания не пригодятся в будущем, сам процесс заставляет концентрироваться, способствует развитию памяти, внимания, обогащает словарный запас. Полезным для развития интеллектуальных способностей считается изучение иностранных языков. Есть те, кто считает, что им это не под силу. На самом деле они ошибаются, терпение и постоянные тренировки смогут доказать это. Изучение нового языка – это отличный способ расширить кругозор, потренировать память.

Занятия точными науками позволяют развить большое количество интеллектуальных качеств. Сюда относят логическое и абстрактное мышление, умения обобщать, анализировать и синтезировать. Кроме того, такие науки, как математика, способствуют организации и структурирования мыслительных процессов.

Особенности интеллекта у детей 7-9 лет

Семилетний возраст – это довольно сложный период для малыша.  В это время ребёнок идет в школу и постигает новый, неизведанный ему мир. В 7 лет у детей идет нагрузка не только на психику, но и на мозг. Ведь теперь каждый день они узнают новую информацию, которую необходимо запомнить и понять. А для этого нужно развивать интеллект.

Ребёнок в 7-9 лет меняет свое сознание, переоценивает ценности

Если раньше для него было важно посмотреть мультфильм после детского сада, то теперь одна из главных задач – это сделать уроки после школы. Конечно, он ещё будет играть, но игра уже не основная его деятельность

Ей на смену приходит учёба.

В этот период дети максимально эффективно задействуют такие свои качества как запоминание, наблюдение, поиск, усваивание нового материала. Они становятся более усидчивыми и сконцентрированными. Даже гиперактивные дети учатся держать себя в руках.

В 7 лет язык превращается в средство общения и мышления ребёнка. Оценка событий становится осмысленной, целенаправленной, анализирующей. Память развивается в две стороны: произвольно и осмысленно.

Курсы развития эмоционального интеллекта

Я была удивлена, когда даже на сайте Нетологии и Скиллбокса нашла курсы по эмоциональному интеллекту. Оказывается, они входят в десятки учебных программ для управленцев, менеджеров и руководителей. Я отобрала для вас самые лучшие материалы – ознакомьтесь.

Эмоциональный интеллект и лидерство от Скиллбокса

Описание. Обучение длится два месяца. Все материалы, методические рекомендации и результаты тестов остаются у вас навсегда. Преподаватели будут учить вас правильно взаимодействовать с окружающими людьми, контролировать свои эмоции, следить за общей эмоциональной атмосферой в любой ситуации.

Рассматривается также вопрос о том, как мотивировать себя и подчиненных, как защититься от эмоционального выгорания. Развив свой эмоциональный интеллект, вы будете намного увереннее чувствовать себя даже в общении с трудными людьми, вами будет нелегко манипулировать.

Авторы: Елена Гапоненко, Анна Стогова.

Стоимость: 19 800 рублей за весь курс или 1 650 руб. в месяц при покупке в рассрочку (процентов нет).

Начать учиться

Эмоциональный интеллект от Нетологии

Описание. Проходить курс вы будете примерно 2,5 месяца. Форматы преподавания разные: есть видеолекции, к которым можно несколько раз возвращаться, есть вебинары. Для закрепления материала вы будете принимать участие в групповых упражнениях с другими учениками, а еще – решать задачи от Телеграм-бота.

Курс не рассчитан исключительно на тех, кому эмоциональный интеллект нужен для общения с коллегами, ведения переговоров и пр. Программа вполне подходит людям, которые хотят просто лучше понимать себя, справляться с негативными эмоциями, чувствовать себя более счастливыми.

Отдельные уроки курса посвящены взаимодействию с мужчинами и женщинами, которых можно назвать «эмоционально неуравновешенными». Находить с ними общий язык оказывается не так сложно, как вам кажется сейчас.

Стоимость: 17 000 руб. или 1 700 руб. в месяц.

Начать учиться

Эмоциональный интеллект и эмпатия в бизнесе от Нетологии

Описание. Это скорее не курс, а видеоматериал, разделенный на небольшие части. Общая продолжительность всех роликов – 1 час и 17 минут. Обучение уже полностью прошли 919 человек.

Спикер говорит о том, как правильно понимать свои эмоции и не поддаваться им в сложных ситуациях, как правильно решать конфликты, когда обстановка вокруг очень сильно накаляется, как руководить командами и успешно контролировать эмоциональную атмосферу в них.

Для закрепления материала каждый ученик проходит тестирование.

Стоимость: 790 руб.

Начать учиться

Эмоциональный интеллект от Викиум

Описание. Самый дешевый материал в сравнении со всеми предыдущими. Вы найдете здесь двадцать теоретических уроков и программы-тренажеры, которые были разработаны в Викиуме специально для работы с эмоциями.

Акцент делается одновременно как на ваших собственных эмоциях, так и на эмоциях окружающих. Вы будете учиться оценивать свои действия с рациональных и эмоциональных позиций, пытаться посмотреть на себя со стороны. При этом преподаватель научит вас замечать, когда люди пытаются обмануть вас или использовать в своих интересах, правильно отвечать на нападки, чтобы не выходить из себя и держать другого человека «на дистанции».

Обратите внимание, на сайте Викиума есть бесплатные тренажеры, среди них несколько по эмоциям, невербальным жестам, микровыражениям лиц. Попробуйте позаниматься на них

Для этого не нужно даже регистрироваться на сайте.

Перед изучением этого материала я всегда рекомендую проходить тест эмоционального интеллекта. Он поможет определить, насколько хорошо вы ориентируетесь в эмоциях в данный момент. Может быть, платное обучение будет и не нужно.

Стоимость: 1 490 руб.

Начать учиться

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Развитие интеллекта у детей от 2-х до 4-х месяцев

Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.

Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.

Медитация как упражнение для мозга

Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:

  • способствует снижению стресса;
  • улучшает настроение;
  • положительно влияет на психическое здоровье;
  • способствует эмоциональному равновесию.

Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.

Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.

Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.

Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.

Как повысить свой IQ

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.

Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.

Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:

  • Узнавать новое – учить языки, решать математические задачи, осваивать музыкальные инструменты;
  • Общаться с интеллектуалами, развиваясь в процессе дискуссий и оценивая противоположные точки зрения;
  • Играть в сложные компьютерные и настольные игры – стратегии, шахматы и т. д.;
  • Читать не менее одной книги в неделю, отдавая предпочтение серьёзной литературе;
  • Придерживаться здорового образа жизни – спать не меньше 6 часов в сутки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, избегать злоупотребления алкоголем и жирной пищей.

Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.

Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.

В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности

Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!

Как поумнеть за 1 день

Завтра экзамен, а в голове пусто? Увы, но поумнеть за один день или ночь можно, только при наличии феноменальной памяти. В таком случае вы успеете вызубрить учебник. Но каждый студент обязан знать несколько хитростей:

Часто преподаватель упускает из виду мелочи. Например, бактериолог и сам не помнит названия всех микробов по латыни. Поэтому, чем увереннее вы говорите, тем меньше шанс, что он распознает подлог; В каждой профессии существуют свои схемы ответов. Например, в медицине принято говорить определение болезни, ее причины, распространенность, патогенез, симптомы, диагностику, лечение и профилактику

Зная схему, выучить материал можно в разы быстрее – достаточно прочесть только самое важное; Если вы намерены учить целую ночь перед экзаменом, то учтите и «график работы» мозга – с 5.00 до 7.00 он отдыхает. Поэтому эти часы лучше отдать сну

Со школы нам знаком и еще один способ диффузного поглощения информации – нужно лишь положить учебник под подушку. Научного подтверждения эффективности этого способа нет, но им пользуются уже несколько поколений.

Если же вы хотите поумнеть за один день, чтобы впечатлить избранника, то и зубрить ничего не придется. Существует несколько способов казаться умнее:

  • Возьмите с собой глупую подружку – на фоне ее вы будете выглядеть настоящим эрудитом;
  • Избегайте тем, в которых откровенно слабы. Говорите о предметах, которые вам хорошо известны;
  • Не знаете значения какого-то слова? Попросите объяснить. Ведь пытливость и любопытство свойственны только умным людям;
  • Повторяйте фразы известных людей. Это всегда свидетельствует об эрудиции;
  • Больше молчите, соглашайтесь с доводами партнера. Нам всем нравится чувствовать себя умными. Поэтому, предоставляя такую возможность другому, вы и сами растете в его глазах.

И еще один важный факт. Умным людям свойственна сдержанность. Поэтому, если хотите казаться более рассудительным, не стоит проявлять эмоции слишком бурно: смеяться, как лошадь, публично рыдать и заламывать руки.

Развитие интеллекта и нейропластичность.

Что нам известно о нашем мозге? Очень мало, а некоторые представления ошибочны.

Рассмотрим на примере. Каждый, наверное, слышал утверждение, что развитие мозга ограничено во времени, рост интеллектуальных способностей происходит в основном в период взросления, когда мы ходим в школу, а когда человек заканчивает институт или колледж, то развитие интеллекта приостанавливается и в зрелом возрасте увеличить свои интеллектуальные способности практически невозможно.

Это неверно, современная наука о мезге открыла два процесса происходящих в мозгу на протяжении всей нашей жизни это нейропластичность и нейрогенезис, и суть этих открытий в том, что мозг способен развиваться в течение всей жизни и рост интеллекта ничем неограничен.

Все знают, что наш мозг состоит из огромного количества нейронов и синапсов, нейроны это пресловутое серое вещество, а синапсы образуют связи между нейронами, они образуют белое вещество, мозг достигает максимального количества нейронов в период от 3 до 6 месяцев от рождения, затем происходит уменьшение количества нейронов, но возрастает количество связей (синапсов) между ними и это приводит к росту эффективности мозга. Это поразительный процесс, это как если бы вы, купив машину, каждую неделю, выкидывали из неё по детали, а она от этого становилась бы быстрей и экономичней.

Нейропластичность заключается в том, что мозг развивается в соответствии с вашим опытом, а нейрогенезис это образование новых клеток мозга. Нейропластичность означает, что развитие интеллекта возможно в любом возрасте и при соответствующих условиях. Первые явление нейропластичности наблюдали на опытах крысах, одну группу крыс поместили в клетки в лаборатории, другую в своего рода аттракцион для крыс, где они взаимодействовали друг с другом и сталкивались с трудностями в результате, мозг этой группу животных был более развит и активен не протяжении всей их жизни, чем у другой группы которые были лишены активности. Нейропластичность это приспособляемость мозга, благодаря нейропластичности и нейрогенезису мозг может меняться под воздействием опыта, если опыт богат, то разум будет развит, если опыт беден, то и разум будет скудно развитым.

Мозг приспосабливается  к получаемому опыту, если решаете логические задачи, то у вас будет активно развиваться логическое мышление, будут активно образовываться новые связи между нейронами,  если вы не решаете подобные задачи, то связи им соответствующие будут разрушаться за ненадобностью.

Интеллект не фиксирован на определённом значении он может изменяться на протяжении всей жизни, личный опыт и впечатления, решаемые задачи и нагрузка на мозг, определяет в какую сторону будет развиваться интеллект. Путем осознанного вмешательства нам под силу направить процесс изменения мозга в нужное русло, способ здесь один: путем повторяющихся когнитивных упражнений  достаточно высокой интенсивности, повторяющиеся упражнения приведут к образованию новых навыков или совершенству существующих, а интенсивность упражнений формирует новые связи в мозгу.

Про нейропластичность подробно рассказано на форуме в теме Нейропластичность – гибкость вашего мозга.

Развитие интеллекта, а именно памяти, внимания, скорости и креативности мышления возможно благодаря стимуляции мозга специальными упражнениями.

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Автор проекта Развивай Мегаинтеллект

Меня зовут Ирина Пермякова.

  • Автор проекта Развивай Мегаинтеллект
  • Кандидат технических наук
  • Интернет-тренер по методам эффективного обучения
  • Сертифицированная выпускница Калифорнийского университета в Сан-Диего по курсу «Learn how to learn»
  • Чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой (личный рекорд 18915 слов/мин)

Мне хочется поделиться своими знаниями и наработками, чтобы каждый из Вас раскрыл и реализовал свои возможности на благо своей жизни.

Моя миссия:

Парадигма СОС

Моя идея саморазвития основана на четырех ключевых ценностях, которые красной линией проходят через весь проект. Эти ценности:

  • Смысл
  • Свобода
  • Счастье
  • Синергия

Любое настоящее и эффективное саморазвитие должно обладать этими характеристиками и на них основываться.

Смысл – должен быть в любой деятельности, в том числе в обучении, чтении, развитии мышления, развитии интеллекта, в любом навыке, который мы приобретаем. Нам нужно знать, зачем мы это делаем, для чего, с какой целью. Одно из самых главных препятствий на пути саморазвития — это бесцельность действий. Именно бесцельность и отсутствие замысла уничтожает подавляющую часть нашего времени. Проактивный и осознанный подход ко всему.

С другой стороны смысл – это понимание основы, на которой все базируется. Каждый человек должен понимать, что он делает, к каким последствиям приведут те или иные его действия. Именно поэтому я не практикую и не советую практиковать методы и техники манипулятивного, гипнотического или другого характера, которые вынуждают скрывать истинные цели от нас самих или других людей.

Свобода – любое саморазвитие, если оно действительно качественное, дарит свободу, расширяет человеческие возможности, показывает человеку его бескрайний потенциал, возможности

Суть моих тренингов – показать клиентам, насколько они уникальны, неповторимы, что они могут много, очень много, освободить их от убеждений и тараканов в голове. Обучение должно окрылять, это важно

Счастье  должно сопровождать сам процесс саморазвития.Развитие не должно вводить в депрессию, угнетать или разрушать гармонию в человеке, а, наоборот, дарить радость. Системы азвития, постороенные на боли, стрессе, неуважнении могут дать небольшой эффект, но он будет кратким. нестойким. Позитивный подход и позитивная психология дают результат на гораздо больший промежуток времени.

Синергия – любое развитие идет не в одиночку, а в сотрудничестве с другими людьми (с учителем, наставником, коллегами и друзьями, с супругом/супругой, с детьми и тп). Это закон человеческих отношений. Можно развиваться в одиночку, но это не принесет ни радости, ни счастья, ни свободы. И такое одинокое саморазвитие, как правило, ограниченно своими пределами. Настоящие развитие идет в группе. Причем настоящее СОразвитие дает Синергию, когда суммарный эффект от совместной работы больше суммы просто работы двух людей.

Если Вам нравится, то присоединяйтесь к нам!

Нравится? Поделитесь материалом

  • 1

Основные принципы развития эмоционального интеллекта

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, которые помогут накачать эмоциональный интеллект, словно бицепс, cледует запомнить следующие важные принципы, без которых тренировка не будет результативной.

Ориентируйтесь на правильные ценности. Высокий эмоциональный интеллект теряет свой смысл, если он не ориентирован на правильные ценности. Многие мошенники, гадалки, экстрасенсы обладают очень высоким EQ, но при этом они бессовестно обманывают людей, которые пришли к ним за помощью, и вытягивают из них последние деньги. Ориентируйтесь на честность, сострадание, уважение к окружающим. Правильный выбор приоритетов – это одно из главных качеств эмоционально развитого человека.

Осознайте собственные эмоции. Нельзя игнорировать испытываемые чувства и возникающие эмоции. Они влияют на ваше поведение и образ мыслей

Надо почаще задавать вопросы: что я чувствую, какие эмоции я испытываю утром или перед сном, почему у меня возникла та или иная эмоция в конкретной ситуации.

Обращайте внимание на сигналы тела. Наше тело очень тесно связано с разумом

Оно реагирует на разные эмоции. Например, когда мы испытываем радость, то сердцебиение учащается, повышается энергичность, а в состоянии стресса мы начинаем чаще дышать, как будто сдавило грудь.

Проследите связь между эмоциями и поведением. Когда мы испытываем сильные эмоции, мы ведем себя практически всегда одинаково. Например, голос человека, испытывающего гнев, становится более громким и раздраженным, руки непроизвольно сжимаются в кулаки. А чувство сильной усталости и разбитости заставляет плакать или терять контроль над собственными действиями. Когда вы изучите свою реакцию на различные эмоции, то сможете изменить модель поведения. Способность контролировать свое поведение – это важный навык, который помогает осознать самого себя и окружающий мир.

Не делите эмоции на “хорошие” и “плохие”. Каждая эмоция имеет право на существование. Не надо себя осуждать за то, что вы испытываете негативную эмоцию. Лучше научитесь правильно на нее реагировать. Например, испытывая чувство гнева, вы можете направить его мощь на то, чтобы причинить вред и боль другим людям. Тогда эта эмоция однозначно будет разрушительной. Либо под влиянием гнева вы начнете защищать невиновных и несправедливо обиженных. Даже такая чудесная эмоция, как радость, может быть отрицательной, если причиной ее возникновения стала причиненная другому человеку боль.

Развивайте способность понимать чувства других людей. Умение распознавать эмоции и переживания другого человека, разделять их, называется эмпатией. Прислушивайтесь к окружающим, наблюдайте за ними, чтобы лучше понять их настроение, мотивы. Почаще ставьте себя на место другого человека и представляйте, как бы вы отреагировали и что бы чувствовали в его ситуации.

Тайм-менеджмент: два часа для себя

Так называемое «решение двух часов» — это концепция, которая позволит сделать оптимальной планирование любой деятельности. Интеллектуально-личностное развитие – это деятельность, которая не должна растягиваться на долгие годы. Но чтобы видеть ощутимые результаты своего труда, без навыков управления временем не обойтись. Гуру личностного роста Стивен Кови говорил: «Все в жизни человека создается два раза – сначала в воображении, а затем и в реальности». Например, сначала архитекторы чертят план здания, а через несколько лет оно радует жителей.

Это же относится и к нашей жизни. Сначала мы проектируем свою неделю, затем она становится реальностью. Концепция «двух часов» предполагает, что в течение этого времени вы будете заниматься исключительно планированием следующей недели. Кому-то два часа покажутся непозволительной роскошью. Однако они принесут неоценимую пользу.

Интеллектуально-личностное развитие может включать в себя различные аспекты: изучение иностранных языков, программирования, танцев, различных научных дисциплин. Как сделать ощутимый скачок в этом направлении? Только тщательно спланировав свои занятия на неделю вперед, затем еще на неделю, и так далее.

Способ «двух часов» должен применяться в конце одной недели перед началом следующей. Что необходимо делать в это время? Во-первых, вспомнить о целях – в том числе о ключевой. Реально рассмотрите свои дела на предстоящее время. Подумайте о том, каких результатов нужно достичь, какие конкретные действия для этого должны быть выполнены. Распишите все по дням и по часам

Интеллектуально-личностное развитие также требует времени, поэтому уделите внимание и такому пункту, как самосовершенствование. Это может быть чтение специальных книг, прослушивание аудиозаписей, поход к коучу или психологу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector