14 качеств интеллектуала, отличающие его от окружающих

Параметры интеллекта

О наличии интеллекта у человека или системы говорят, когда приведенные выше способности присутствуют в комплексе. Каждая из них по отдельности не может сформировать интеллект.

Интеллектуальная система каждого человека имеет свои отличительные особенности структуры, которая сформирована следующими параметрами:

  • память (способность к накоплению информации, ее долговременному хранению);
  • сознание (способность обрабатывать полученные данные);
  • иерархия отбора ценной информации (состоит из шести слоев нейронов, особых клеток для обработки, хранения информации, ее приема, передачи между отделами нервной системы и вывода);
  • объем рабочей памяти (система для хранения оперативной информации во время ее непосредственной обработки);
  • способность к логическим умозаключениям, построению прогнозов, использованию орудий в своей деятельности.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Питание

С правильным питанием у человека будет крепкое здоровье, хорошее настроение и ясный разум. Еще это способствует развитию интеллекта. Необходимо питаться только полезными продуктами. Это нужно для развития мозга.

Грамотно составленный рацион имеет важное значение на людей, которые стремятся к развитию мозга. Человеку нужно питаться:

  1. Грецкими орехами. Благоприятное воздействие имеет лецитин, повышающий скорость интеллектуальной деятельности и укрепляющий память.
  2. Рыбой. В ней есть йод, омега-3, которые ответственны за скорость притока энергии к мозгу. Еще компоненты регулируют уровень холестерина, нормализуют работу сосудов.
  3. Тыквенными семечками. Они действуют на быстроту воспринимаемой мозгом информации, запоминание.
  4. Шпинатом. Лютеин, присутствующий в продукте, замедляет процессы старения. Это повышает обучаемость.

Нужно лишь включить в рацион любой перечисленный продукт, чтобы очень скоро заметить положительные изменения. При этом в меню не должно быть вредной пищи, которая могла бы отрицательно повлиять на организм.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности

Для начала разберём, что такое исключительное право. Этот вид права предполагает полную власть его обладателя над результатом деятельности. Единственное условие — соблюдение закона, в остальном правообладатель может поступать на своё усмотрение.

В отношении приобретения исключительного права ГК РФ гласит, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Оно может быть передано автором другому лицу по договору либо перейти к другим лицам по установленным законом основаниям.

Таким образом, основными способами приобретения исключительного права являются:

  • создание результата (объекта);
  • получение по договору отчуждения;
  • получение по завещанию;
  • переход в наследственном порядке по закону и другие способы.

Лица, обладающие исключительным правом, могут не только применять объект права по своему усмотрению, но и передавать его другим лицам в полной мере или частично (в договорном порядке), а также давать согласие на свободное использование объекта права. Что касается последнего, то такое согласие размещается в интернете на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Если в заявлении правообладателя срок не указан, то он составляет пять лет. В течение этого периода любое лицо вправе использовать произведение или объект смежных прав на установленных правообладателем условиях. В заявлении также должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведение или объект смежных прав.

Как правило, период, в течение которого действует исключительное право, ограничен. Сроки действия права можно продлевать в соответствии с законом. Исключением является общеизвестный товарный знак.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

Играйте в интеллектуальные игры

 Тренируйте свой мозг. Вы были асом в игре «Эрудит» и могли набрать 40 очков даже когда сочетания букв были подобны АРРТЬРНЕ? Что же поздравляем! Предлагаем теперь научиться решать судоку. А когда научитесь, двигайтесь дальше — станьте экспертом игры в шахматы или других стратегических игр.

 Когда вы овладеваете определенным навыком, ваш мозг перестает работать с такими же усилиями. Он не тратит ресурсы, не вырабатывает дофамин так же активно. Так что не прекращайте ваши состязания в «Эрудит», но также подыскивайте новые мозговые игры.

 Играйте в логические/стратегические игры. В 2008 году ученые Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль изобрели метод, который улучшает результаты тестов на «подвижный интеллект» — способность находить связи между вещами, решать проблемы и адаптироваться к новым ситуациям

Опираясь на результаты исследований, ученые сделали значительный вклад в изучение мыслительных способностей, обратив внимание, а потом и показав, что есть два разных потока информации

 Играйте в видео-игры. Игры могут быть прекрасным способом стимуляции мозга. Попробуйте поиграть в ту игру, которая обычно не в «списке ваших фаворитов». Это поможет вам мыслить иначе

Обратите особое внимание на игры, которые заставляют решать проблемы или быстро принимать решение

 Научные исследования показали, что всем знакомая игра «Тетрис» приводит к более эффективной мозговой деятельности; чем искуснее вы играете в игру, тем меньше глюкозы потребляет ваш мозг (а глюкоза является самым главным «топливом» для организма). Вывод этого научного исследования заключается в том, что потребление глюкозы уменьшается, когда вы учитесь. Это значит, что чем опытнее человек становится в какой-либо деятельности, тем меньше усилий ему требуется приложить.

 Когда вы впервые играете, например, в «стрелялки», попытайтесь окунуться в атмосферу игры, обратите внимание на детали, продумывайте каждое движение, как будто оно настоящее. Таким образом вы не бессмысленно закончите игру, а будете стимулировать мозг больше думать, нежели просто рефлекторно действовать.  Испытывайте свой мозг в новых аспектах

Попробуйте изучать криптологию, например. Суть в том, чтобы разгадать зашифрованное в коде сообщение. Для некоторых это сложное задание, но через некоторое время это даже может доставлять удовольствие. Ведь все логические пазлы интересные

 Испытывайте свой мозг в новых аспектах. Попробуйте изучать криптологию, например. Суть в том, чтобы разгадать зашифрованное в коде сообщение. Для некоторых это сложное задание, но через некоторое время это даже может доставлять удовольствие. Ведь все логические пазлы интересные.

 Решайте логические пазлы и головоломки. Это поможет открыть новые горизонты и позволит решать проблемы по-другому.

 Решайте кроссворды и судоку. Такой вид активности стимулирует разум и процесс мышления. Не все, возможно, считают его развивающим мышление, но в комплексе с другими интеллектуальными играми он может быть довольно действенным и легким.

Лучшие книги для улучшения интеллектуальных способностей

К наилучшим литературным произведениям, которые помогут вам развивать и поддерживать собственные интеллектуальные способности, можно отнести следующие работы:

«Правила мозга», Джон Медина. В этой книге доктор Джон Медина, молекулярный биолог, рассказывает о своей давней заинтересованности в том, как науки о мозге могут влиять на то, как мы учим наших детей и как мы работаем. В каждой главе он описывает правило мозга – то, что ученые точно знают о том, как работает наш мозг, — а затем предлагает идеи, которые могут изменить нашу повседневную жизнь.

  • «Осознанность», Марк Уильямс и Дэнни Пенман. Эта книга раскрывает ряд простых, но мощных практик, которые могут быть включены в повседневную жизнь, чтобы помочь разорвать цикл несчастья, стресса, беспокойства и умственного истощения и способствовать подлинной радости жизни.
  • «Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук», Ричард Нисбетт. Это произведение показывает, как переосмыслить общие проблемы таким образом, чтобы мощные научные и статистические концепции, о которых рассказывает автор, могли быть применены к ним. Результатом является полезное и практическое руководство по наиболее мощным инструментам рассуждения, когда-либо разработанным – инструментам, которые можно легко использовать для принятия более профессиональных, деловых и личных решений.

Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Без этой формы интеллекта просто невозможно создание и развитие бизнеса, эффективное управление им. Поэтому неслучайно в последние годы модным трендом стал нетворкинг, развитие пространства коммуникаций и делового общения бизнесенов. (см. статью Бизнес-процессы – что это такое и как ими управлять?).

Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Так, Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятную реакцию человека. Социальный интеллект в современном понимании — это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которою является социальное приспособление и выживание.

Создателем первою надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно его концепции социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, которые могут быть описаны в пространстве трёх переменных: содержание, операции, результаты. Углубление этого подхода привело к классификации социального интеллекта по шести основным направлениям.

  1. Познание элементов поведения (ПЭП) — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальт – психологии).
  2. Познание классов поведения (ПКП) — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
  3. Познание отношений поведения (ПОП) — способность понимать отношения, существующие между людьми.
  4. Познание систем поведения (ПСП) – способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  5. Познание преобразований поведения (ППП) — способность понимания закономерностей трансформации поведения людей в разных ситуациях.
  6. Познание результатов поведения (ПРП) — способность предвидеть последствия поведения разных психотипов, исходя из имеющейся информации.

Интеллект и мозг

Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировалось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р.Стернберга). Эта идея восходит к Ф. Галлю, соотносившему разные участки мозга с разными способностями человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида. Отсюда следует, что для изучения интеллекта нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих развитие отдельных интеллектуальных способностей.

Интеллектуальная гигиена

Чтобы мозг оставался здоровым в условиях избытка информации требуется интеллектуальная гигиена. Конечно, информация информации рознь. Когда мы учим стихи, это благотворно влияет на мозг: в стихах есть ритм, эстетика, мысль. Но когда мы бездумно поглощаем из новостных каналов эмоциональную информацию или просто пытаемся усвоить то, что нам как будто бы «положено» знать в единицу времени — эта скорость может быть пагубной

Чтобы мозг оставался здоровым, важно сортировать информацию

Следует исключать также из поля своего внимания все, что не имеет лично для вас глубокого смысла, что неинтересно и не вдохновляет. Старайтесь избегать информации, которая входит в противоречие с вашей внутренней идеологией. Это зона очень высокого напряжения, от лишней информации надо в буквальном смысле изолироваться. Примите внутреннее решение: «Я с этим не контактирую, не являюсь пассивным поглотителем всего, что происходит снаружи».

Имеет значение не только количество перерабатываемой мозгом информации, но и наше отношение к ней

Когда мы подаём мозгу сигнал: «это важно для меня», мозг мобилизуется. Если вы даёте мозгу понять, что эта информация случайная, лишняя, мозг и относится к ней соответственно

Нужно осмысленно отделять то, что вас волнует, от того что вы внутренне помечаете как несущественное.

Если совсем избежать нежелательной информации не получается, научитесь переключать своё внимание на что-нибудь другое. Один из работающих способов — дыхательные упражнения

Дыхание — жизненно важный паттерн, которые в стрессовой ситуации расстраивается первым. Надо освоить подходящие дыхательные методики, потому что лавина негативной, неприятной, лишней информации обрушивается практически на любого человека. Сортируя информацию, делая осознанное усилие, мы становимся гораздо более зрелыми как личности. Это сложный процесс, требующий большой и постоянной работы.

Красота спасет мозг от перегрузки

Наконец, чтобы сохранить здоровье мозга, очень важно, чтобы в вашей жизни было как можно больше красоты. Есть такое понятие — объект эстетического отклика

Оно очень ярко представлено, например, в японской культуре: стоит одна ваза, и она вас воодушевляет своей формой, цветом, асимметрией. Информация такого рода имеет защищающий характер для мозга.

Если хотите помочь своему мозгу, развивайте созерцательность. Посвящайте время спокойному чтению хороших текстов. Текст этимологически восходит к слову «ткань», хороший текст — переплетение нитей. Мозг, который имеет дело с качественными, красивыми, умными, художественными текстами, с искусством, с красотой, «чинится», как бы подлечивается (по материалам публикаций Аллы Радченко).

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Интеллект: проясним что это такое

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Чтобы полноценно понять смысл термина интеллект, необходимо ознакомиться с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Интеллект: виды

Несмотря на то, что понятие интеллект всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые используются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет

В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно

Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector