Средства художественной выразительности речи: литературные тропы, примеры и таблица
Содержание:
- Олицетворение. Примеры из литературы
- Виды синекдохи
- Средства художественной выразительности (таблица)
- Кузница метафор
- Этика и религия
- Посмотрим пару наших примеров
- Как отличить метафору от других стилистических средств языка?
- Определение
- Функции
- Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов
- Сожаление о прошлом
- Разновидности метафор в примерах
- Способ обнаружения
- Гипербола
- Примеры метафоры в стихах русских поэтов XIX века
- Рассказываем школьнику о метафорах, эпитетах и сравнениях
- Разница между метафорой и сравнением
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робкоВползет окровавленное злодейство,И руку будет мне лизать, и в очиСмотреть, в них знак моей читая воли.А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу И звезда с звездою говорит.М.Ю. Лермонтов
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,Вдоль туч скользя вершиной заострённой,Где воздух, свет и думы — заодно,И грудь дрожит от страсти неминучей,И веткою всё просится пахучейАкация в раскрытое окно!А.А. Фет
Сияет солнце, воды блещут,На всем улыбка, жизнь во всем,Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.Поют деревья, блещут воды,Любовью воздух растворен,И мир, цветущий мир природы,Избытком жизни упоен.Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин
Осторожно ветерИз калитки вышел,Постучал в окошко,Пробежал по крыше:
Поиграл немногоВетками черемух,Пожурил за что-тоВоробьев знакомых.
И, расправив бодроМолодые крылья,Полетел куда-тоВперегонку с пылью.М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.Словно с видом чудака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.Потому что жизнь не ждет.Не оглянешься – и святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.Снег идет, густой-густой.В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?Б.Л. Пастернак
Виды синекдохи
Существует много разных мнений деления синекдохи на виды. Классический вариант деления:
- Часть вместо целого — Эй, Седая Борода (обращение к человеку с седеющей бородой).
- Целое вместо части — Вчера Россия обыграла Испанию (используются названия целых стран для обозначения лишь команд, которые за них играют).
- Единственное число вместо множественного — «Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше».
- Множественное число вместо единственного — «А вы думаете, Марья Васильна, нам, царям, легко?… Мы, цари, работаем без выходных» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»).
Узнайте и про другие Средства выразительности.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка |
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний |
Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать |
Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения |
Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |
Кузница метафор
Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.
Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?
По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.
Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.
Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.
Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.
Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.
Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.
Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.
Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.
Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.
Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.
Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:
Или:
И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.
Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.
Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:
Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)
В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:
Этика и религия
Published on 26.10.2016, by admin
in Метафоры.
Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией — это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли.
Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода. В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании.
Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо
Посмотрим пару наших примеров
На первый взгляд кажется, что метафора работает только на индивидуального покупателя, в сегменте b2c. Это заблуждение. На примерах нашего агентства мы покажем, как это работает для b2b.
Пример 1. Платформа InOne
Компания HeadPoint занимается разработкой программного обеспечения. Её главный продукт — InOne, интеграционная платформа для создания промышленного интернета вещей (IIoT). Если подробнее, это цифровая платформа, позволяющая работать в едином интерфейсе с оборудованием любого производителя, протоколами и данными различного формата из любой точки мира или корпоративной сети через браузер или мобильное приложение.
Если вы не инженер, то вы ни слова не поняли из предыдущего абзаца (мы сначала тоже). Если говорить понятными словами, то InOne помогает объединять обилие разнородных датчиков и устройств в единую структуру данных и автоматизирует управление ими.
Как отличить метафору от других стилистических средств языка?
Чтобы понять суть термина полностью, попытаюсь сравнить его с другими видами стилистического украшения речи.
Метафора и эпитет
Эпитет – это прием, «разукрашивающий» слова для передачи более полного описания предмета или события, а также для создания атмосферы происходящего. Отличить метафору от эпитета просто, первая должна подменять истинное значение слова, второй дополняет это значение. При этом эпитеты могут входить в состав метафоры, а метафора не может входить в состав эпитета.
Метафора и сравнение
Сравнение этих фигур может быть сложнее, так как обе используются в качестве подмены предмета другим для более яркого описания, однако отличить их легко при анализе. Сравнение дополняет одно прямое значение слова другим прямым значением слова с целью раскрытия сути значения явления или предмета. При использовании этой фигуры, в отличие от метафоры, речь будет содержать и прямое значение и дополняться сравнительным оборотом. Цель метафоры же полностью заменить прямое значение выражения или слова.
Метафора и олицетворения
Сказать, что олицетворение является частным случаем метафоры можно, но это не совсем так, ведь олицетворение не подменяет понятие, с целью углубиться в суть вопроса, а только наделяет живыми чертами неживые предметы и явления. Когда в речи происходит описание неживого предмета глаголами или существительными, свойственными только живому существу – это и называется олицетворение.
Метафора и гипербола
Гипербола – это количественная стилистическая единица речи. Она используется для истинного или ироничного увеличения предмета или явления для раскрытия эмоционального отношения автора к нему. В сравнении с метафорой, гиперболу также легко отличить за присутствие прямого значения объекта в предложении, где она используется.
Определение
Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Функции
Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?
Оценочная
Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.
Эмоционально-оценочная
Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.
Номинативная (назывная)
Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.
Познавательная
Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).
Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.
Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов
Среди признанных классиков мастером использования метафор был Шекспир. В его сонетах это – мощное стилистическое средство. Метафоры нередко являются основой его художественных образов. С их помощью происходит переосмысление реальности, раскрывается скрытый смысл вещей.
Так, сонет 18 целиком представляет расширенную аналогию между возлюбленной лирического героя и ясностью летнего дня:
В сонете 146 так говорится о душе человека:
А в сонете 73 смерть уподобляется вечернему сумраку:
Поэт-романтик Джон Китс сравнивает процесс написания стихов с посевом и жатвой зерна:
А вот как надежда уподобляется птичьему пению в стихотворении американской поэтессы Эмили Дикинсон:
Поль Верлен, французский символист, в своем стихотворении «Тоска» проводит аналогию жизни лирического героя, отданной на волю случая, с брошенным в море судном:
Сожаление о прошлом
Published on 13.04.2016, by admin
in Метафоры.
У испанского художника Сальвадора Дали был свой уникальный способ наслаждаться мгновением. Когда его одолевала скука, он шел в свой сад на вершине скалы. Срывая прекрасный безукоризненный персик, нагретый солнцем. Держал его на ладони, любуясь золотистой кожицей плода. Нюхал его. Теплый нежный запах обволакивал художника. Потом он откусывал один кусочек. Его рот наполнялся сладким соком. Он наслаждался им очень неспешно, смакуя, а потом выплевывал сок и швырял персик в море, плескавшееся внизу. Дали говорил, что это был момент совершенства и такие мгновения давали ему гораздо большее наслаждение, чем если бы он съел целую корзину персиков.
Разновидности метафор в примерах
Все метафоры принято делить на несколько видов:
- Резкая. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций».
- Стертая. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки», о которых мы упоминали в самом начале статьи.
- Метафора-формула. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия».
- Преувеличение. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».
Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.
Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:
Способ обнаружения
Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:
Прочитайте текст.
Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора
Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)
Найдите слова в переносном значении.
Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.
Установите, что скрыто за переносным значением.
Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.
В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.
С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.
Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:
Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.
Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.
Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.
Гипербола
Гипербола — это преувеличение (например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. ) реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров) Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь) Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский) Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Примеры метафоры в стихах русских поэтов XIX века
Лирике пушкинской эпохи свойственны размышления на темы жизни, смерти, любви, творчества и природы. Обратившись к метафорам, можно увидеть, что жизнь, например, отражена в образе дороги, странствия. Также проводятся параллели течения жизни с явлениями природы: расцвет и увядание, весна и заря, осень и закат, возникновение гроз и бурь.
***
Любовь представлена метафорами «огонь», «пламень»:
Природа тесно связана с представлениями о небе – «бездна», «океан»:
***
Кроме того, природа зачастую персонифицируется, вероятно, отсылая к мифологическому образу богини Флоры:
Пушкин также широко использовал метафоры для раскрытия психологического состояния своих героев:
***
В основе метафор у Фета лежит восприятие явлений как чего-то звучащего, музыкального: «излучистый припев реки», «звездный хор», «слышу, как сердце цветет».
Метафоры Тютчева строятся на сопоставлении природы (внешнего) и состояния души (внутреннего):
В стихотворении проводится параллель между замерзшим источником и душой человека, которая, подобно потоку, «убита хладом бытия».
Рассказываем школьнику о метафорах, эпитетах и сравнениях
Литература наполнена самыми разными важными понятиями — сюжет, рассказ, гипербола, диалог, монолог, эпитет, метафора, сравнение и многие-многие другие. Все они служат для украшения литературной речи. Однако, если в школе эти понятия часто вызывают непонимание, то в жизни, большинство из нас, применяет их даже не задумываясь.
Литературные приемы — мои любимые. Приглашаю вас сегодня к теоретическому разговору, который может помочь и детям-школьникам. Давайте рассмотрим и разберем такие литературные понятия, как метафора, эпитет и сравнение. Выясним их особенности и различия между собой.
Эпитет, метафора и сравнения – три очень важных понятия. Они используются в литературе и в жизни для придания выразительности и яркости. Именно благодаря их грамотному использованию, произведения, а также наша речь становится более интересной и живой.
Разница между метафорой и сравнением
Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.
Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.
Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.
Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.