Сферы жизни общества (подсистемы общества)

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Элементы социальной сферы

Структура социальной сферы представлена различными элементами: нациями, этносами, классами, социальными слоями. Рассмотрим каждую из групп подробнее, определив, что это такое.

Классы – это крупные общественные группы, которые различаются между собой уровнем доступа к власти и материальным благам (собственности, богатству, образованию). Исторические виды социальных классов:

  • Буржуазия (собственники производства) и рабочие;
  • Рабы и рабовладельцы;
  • Крепостные крестьяне и помещики.

В современности существует три основных социальных класса в обществе:

  1. Высший класс – богатейшие и самые влиятельные люди, представители престижных профессий (политики, общественные деятели, управленцы);
  2. Средний класс — люди со средним уровнем дохода, профессиональные работники, зарабатывающие достаточно чтобы позволить себе хорошее жилье, питание, досуг, средства передвижения, мебель и удовлетворение культурных потребностей;
  3. Низший класс — люди с низкими доходами, которых едва хватает на питание и одежду.

Социальные слои — это группы внутри класса, объединенные некоторыми общими признаками.

Пример. Социальные слои в России: бизнесмены, неквалифицированные рабочие, интеллигенция, чиновники, наемные рабочие, высококвалифицированные профессионалы.

Нация — это большая устойчивая социальная общность, сложившаяся в результате исторического развития общества. Особенностями нации являются: единый язык, культура, общие принципы ведения хозяйства. Нации занимают большие территории, живут на землях, которые когда-то принадлежали их историческим предкам.

Примеры разных наций: англичане, русские, евреи, корейцы, вьетнамцы, французы, латыши, таджики, итальянцы, шотландцы, татары и т.д.

Этнос – это большая группа людей, объединенных совместной территорией проживания, религией, традициями, внешним видом, языком, менталитетом, образом жизни. Этнос и нация — практически равнозначные понятия, но нация более широкое обозначение. Этнос определяется в большей степени по единству культуры, общим признакам во внешности, а нация по общему историческому прошлому.

Влияние общественной жизни на развитие человека

Любому человеку крайне важно находиться в социуме, это является залогом его психологического, а зачастую и физического здоровья. Всем нам известен пример того, что происходит с человеком, который вырастает вне общества, по книге «Маугли»

А современные материалы, собранные о подобных людях-маугли, лишний раз доказывают то, что навыки, приобретаемые с младенчества в процессе постепенной социализации, крайне трудно, а порой и вовсе невозможно привить человеку, ранее с ними незнакомому.

С самого рождения человека окружает общество, изначально оно представлено близким кругом людей — семьей. Именно в этом кругу, за счет вербального и невербального общения он учится языку, поведенческим нормам, мыслительной деятельности.

Позднее он попадает в детский сад, школу, университет, начинает вращаться в разнообразных кругах с точки зрения человеческих представителей (разные национальности, разное социальное положение, различные нормы поведения, различные религиозные предпочтения и т.д.).

Именно этот постоянный круговорот человеческих взаимоотношений и дает каждому индивиду стабильное развитие и социальный рост по мере приобретения новой информации.

Вспомните, ведь даже Робинзон Крузо, оказавшись на острове, стал нуждаться в обществе, и он имитировал его наличие, создав куклу, с которой делился своими мыслями и впечатлениями. Вы, бесспорно, можете сказать, что это пример из прошлого!

Тогда обратимся к сегодняшнему миропониманию, которое частенько предстает перед нами в формате фильмов-катастроф. И, заметьте, какой бы апокалиптической не была ситуация на планете, главный герой фильма обязательно находит себе друга, соратника.

Им может стать другой, случайно выживший человек, робот, собака и т.д.. Одним словом, человек, выпав из общественной жизни, теряет самого себя и начинает создавать элементы прежних социальных связей, тем самым стараясь восстановить свой статус социального существа.

В заключение отметим следующее: именно общественные отношения делают нас людьми, прививая понятия милосердия, доброты, совестливости, героизма, любви и гуманности.

Человек и общество связаны неразрывной связью, благодаря которой мы обладаем столь обширными дарами науки, техники и знаниями о бескрайних просторах вселенной.

В этом видео вы узнаете о детях, которые выросли в дикой природе без контактов с людьми:

https://youtube.com/watch?v=iRDcWmU2e4Q

Взаимодействие политической и экономической сферы

Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

  • Удорожание продуктов.
  • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
  • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример — так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

Политическая сфера общества

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Сферы общественного развития

Согласно марксистской традиции, существовало четыре сферы общественного развития:

  • Экономическая сфера.
  • Политическая сфера.
  • Социальная сфера.
  • Духовная сфера.

Логично, что такое сферное построение не могло в полной мере передать все сущностные потребности общества

Оно было типологически некорректным, имело идеологизированную окраску, что опровергало научный подход и, что самое важное, явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития. При этом нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых вряд ли можно было представить нормальное функционирование общества

Новая методология сферного построения общественной жизни базировалась на десяти сферах:

  • Экономическая сфера.
  • Экологическая сфера.
  • Управленческая сфера.
  • Педагогическая сфера.
  • Научная сфера.
  • Художественная сфера.
  • Медицинская сфера.
  • Физкультурная сфера.
  • Оборонная сфера.
  • Сфера общественной безопасности.

Формирование каждой сферы было обусловлено общественными потребностями и способностями, которые реализовывались в процессе общественной деятельности, как базовыми, которые сыграли мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с нормами, которые для неё характерны, а также принципами, правилами и культурой.

Замечание 3

Закономерность появилась в том, что совершенствование системы общественных отношений, которые основывались на базовых формах общественной деятельности, отражало прогресс в жизни общества.

Важно понимать, что процесс общественного сферирования не может считаться завершённым. Новые потребности общества посредством конкретной деятельности влияют на общественные отношения, тем самым способствуют формированию новых институтов, часть которых могут быть в будущем системообразующими для общественной жизни

Пример 2

Это относится к области космонавтики, которая сегодня является видом профессиональной деятельности. Однако вполне возможно, что в ближайшее время, она может преобразоваться в базовую форму общественной деятельности, организационно представляя общественный институт жизни общества – сферу общественной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что параллельно развитию общества, вызревает новая наука – сферология. В качестве предмета исследования она возьмёт формирование, функционирование и развитие сфер общественной жизни. Результаты исследования помогут более предметно выделить необходимые теоретико-функциональные продукты, которые обеспечивают целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития – стратегий, концепций, программ, доктрин на федеральном и региональном уровнях.

Важно понимать, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, связан взаимными отношениями с политическим процессом. Разные политические процессы по-разному подходят к сферному построению общественной жизни

К примеру, демократический и тоталитарный режимы, основываясь на присущих им властных механизмах, представляют предмет оценки конкретного исторического этапа. Он будет либо прогрессивной, либо регрессивной направленности.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Духовная подсистема социума

отличаются друг от друга как по содержанию

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека.

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд, но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность — познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте — это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль — она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль — это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия — говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука — под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой — деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование — этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство — в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура — она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Глава 3. Политическая сфера

Роль политики в жизни общества. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Внутренняя и внешняя политика государства. Политическая жизнь современной России.

Феномен власти. Разделение властей.

Политическая система. Типы политических систем. Политические институты и отношения. Государство как институт политической системы. Гражданское общество и его основные черты. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Политический режим. Типология политических режимов современности.

Демократия, ее развитие в современном мире. Выборы, референдум. Избирательные системы и электоральный процесс.

Политическая социализация. Политическая культура. Политические элиты. Политическое лидерство. Политическое участие. Участие граждан в политической жизни современной России. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Средства массовой коммуникации как политический институт.

Внутренняя и внешняя политика. Внешняя политика России.

Право. Возникновение государства. Понятие и признаки государства. Формы государственного правления. Основные формы государственного устройства. Федеративное и унитарное государство. Государство и право. Понятие и система права.

Правовые нормы и их виды. Принципы права. Система права: основные отрасли и институты. Понятие закона и виды законов. Понятие и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Международные документы о правах человека.

Конституционное (государственное) право. Понятие конституции и её значение. Конституция Российской Федерации, её основные функции и структура. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционные обязанности человека и гражданина в России.

Гражданство: порядок и способы приобретения и прекращения. Права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Внутригосударственные и международные механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Российская Федерация как субъект международных отношений. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия как федеративное государство. Виды субъектов РФ и предметы их ведения. Государственная символика России.

Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент России, его функции и полномочия. Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции. Правительство Российской Федерации: порядок образования, состав, функции и полномочия. Органы государственной власти субъектов РФ, их функции и полномочия.

Выборы и их виды. Референдумы в РФ и их виды. Местное самоуправление, виды и органы муниципальных образований. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Гражданские правоотношения. субъекты гражданского права: юридические и физические лица, их правосубъектность.

Понятие и формы собственности в Российской Федерации. Право собственности. Понятие и виды договоров. Гражданско-правовая ответственность.

Защита прав потребителей.

Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Система и формы оплаты труда. Трудовая дисциплина и ответственность по трудовому праву.

Правовые основы семейно-брачных отношений. Условия и порядок заключения и прекращения брака. Права и обязанности родителей (иных законных представителей). Опека и попечительство.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Основные понятия и институты уголовного права. Состав преступления. Виды уголовных наказаний.

Понятие международного права. Международное публичное и частное право. Международное гуманитарное право. Источники международного права. Международный договор и обычай. Субъекты международного права. Взаимодействие международного и внутригосударственного права. Право международных организаций. ООН. Ответственность в международном праве. Права человека и международное право. ОБСЕ и Совет Европы. Право международной безопасности. Борьба с терроризмом и международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные суды.

Социальная сфера

Определение 2

Социальная сфера – это сфера связей, которые имеются в обществе социальных групп, в том количестве классов, профессиональных и социально-демографических слоёв населения, также учитываются национальные общности по классификации их социальных условий и уровню жизнедеятельности.

В социальной сфере основной задачей является создание гармоничных и здоровых условий, в первую очередь, для производственной деятельности населения. Во вторую очередь, следует говорить об обеспечении нормального уровня жизни всех без исключения слоёв населения. Кроме этого не стоит забывать и о проблемах в сфере здравоохранении, народного хозяйства и социального обеспечения. Здесь же стоит учитывать уровень социальной справедливости, если говорить о праве каждого человека в обществе на трудовую деятельность. Кроме всего перечисленного не стоит забывать и о том, что в нормальном экономически развитом обществе каждый человек имеет право на получение материальных и духовных благ.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Помимо всего упомянутого выше, социальная сфера общества должна контролировать реализацию прав каждого отдельно взятого человека на социальную защиту, а также возможность разрешения противоречий, которые возникают между социальными слоями в неоднородном обществе. Подразумевается, что эта сфера создана и выделена в отдельную для того, чтобы контролировать и регулировать общественные отношения социально-классового, национального и других комплексов отношений, которые, так или иначе, касаются условий работы, существования, образования и уровня жизни общества.

Деятельность социальной сферы полностью базируется на создании достойных условий существования человека в обществе с его социальными потребностями. Их удовлетворение связано с социальным положением человека или социальной группы. Кроме того, это ещё зависит и от характера отношений, которые присущи обществу. То, насколько будут удовлетворены потребности индивида или социальной группы, напрямую зависит от уровня и качества жизни того или иного человека или группы людей. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что социальная политика государства направлена на достижение высокого уровня благосостояния людей, а также эффективное и продуктивное функционирование социальной сферы.

Духовная и политическая сферы

Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран – религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector