Санкционная политика: «последствия режима» и перспективы экономического развития

Персональные санкции

Персональные санкции США и ЕС вначале ввели для нескольких политиков, которым запретили въезд на территорию стран Евросоюза и Соединенных штатов, и было объявлено, что их средства на счетах западных банков в случае обнаружения будут заморожены. Со временем в число попадающих под персональные санкции лиц стали включать не только политиков, но и бизнесменов, артистов и представителей других профессий.

По мнению вице-президента Центра политических технологий А. Макаркина, воздействие персональных санкций на экономику минимально. А попавшие под санкции представители бизнеса получили дополнительную защиту от возможных притеснений со стороны органов государственной власти, поскольку бизнесмен потерпел за интересы России, ущемлять его теперь несправедливо, напротив, ему следует оказать государственную поддержку. Более того, можно считать, что персональные санкции имели позитивные последствия и для страны, т.к. способствовали  объединению бизнес-элиты и усилению ее связи с интересами Родины.

Ответные санкции

Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.

Значение самоконтроля для благополучия группы

Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.

Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.

Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств. Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.

Виды санкций

Как стало уже понятно, они призваны наводить порядок в обществе. Но ошибочно считать, что санкции носят отрицательный оттенок. Что это что-то плохое. В политике данный термин позиционируется как ограничительный инструмент. Складывается неверное понятие, означающее запрет, табу. Можно вспомнить и привести в качестве примера недавние события и торговую войну между западными странами и Российской Федерацией.

На самом деле их четыре вида:

  • Формальные негативные санкции.
  • Неформальные негативные.
  • Формальные позитивные.
  • Неформальные позитивные.

Но подробнее остановимся на одном виде.

Кто может наказать, кого и за что

В теории международного права санкции представляют собой неблагоприятные для нарушителя последствия, вытекающие из совершения правонарушения и применения ответных мер другими субъектами международного права. Устав ООН, а также Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., устанавливают, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Таким образом, предполагается, что экономические санкции не могут применяться так же, как они применялись вплоть до первой половины 20 века, то есть в качестве способа подавления противника и разрушения его экономики в интересах страны, вводящей санкции. Однако Устав ООН прямо не запрещает применение односторонних ограничительных мер.

Согласно ст. 39−41 Устава ООН основной целью введения санкций Совбезом ООН является поддержание и восстановление международного мира и безопасности. Совбез ООН уполномочен на введение санкций, которые могут включать в себя в том числе торговое эмбарго, перерыв средств сообщения между странами (ж/д, радио, почта и пр.), разрыв дипломатических отношений, «заморозка» активов и запрет на перемещение определенных лиц или компаний, которые каким-либо образом поддерживают (в т. ч. спонсируют и финансируют) противоправный режим. Наглядный пример введения санкций в связи с нарушением мира и безопасности — санкции в отношении Ирака в связи с вторжением в Кувейт в 1990 году.

Следовательно, в рассматриваемых ситуациях санкции преследуют цель наказания и предупреждения совершения государством нарушений, угрожающих международному миру и безопасности, в том числе ведение военных действий против соседних государств или поддержку терроризма.

Однако в настоящее время наиболее известны случаи введения санкций ЕС и США. В данном случае следует четко разделять санкции, вводимые Совбезом ООН на основании гл. VII Устава ООН, и односторонние ограничительные меры отдельных государств или объединений — обычно США и ЕС, но не только. Традиционно именно «санкциями» считаются меры, принимаемые Совбезом ООН как коллективным органом, который выражает общую волю всего мирового сообщества.

Ограничительные меры, принимаемые США или ЕС, не являются санкциями в их обычным смысле, так как носят односторонний характер и выражают волю лишь одного государства или нескольких государств-партнеров. ЕС преимущественно использует термин restrictive measures (с англ. — ограничительные меры). Иными словами, санкции ЕС или США не включаются в санкционный режим, регулируемый гл. VII Устава ООН, и предусмотрен исключительно собственными нормативными правовыми актами США и ЕС.

Фото: Reuters

Санкции ЕС или США (как и других стран) также могут дополнять уже существующие санкции Совбеза ООН, исполняя функцию практической реализации резолюций Совбеза ООН на национальном уровне. Такая ситуация имела место с 1960-х годов, к примеру, в отношении Родезии (сейчас — Зимбабве); Ирака, Ливии, Югославии, Гаити.

Однако в настоящее время ЕС и США вводят ограничения в одностороннем порядке вне санкций Совбеза ООН. В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о законности таких односторонних мер и их соответствия нормам международного права. Как правило, право стран в одностороннем порядке вводить ограничения против других стран обосновывается необходимостью соблюдения принципов Устава ООН. К примеру, представитель США при обсуждении санкций США против Кубы аргументировал позицию следующим образом: «Наша политика санкций в отношении Кубы — это лишь один из инструментов в наших общих усилиях по поощрению уважения гражданских прав и прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией, которой привержена сама Организация Объединенных Наций».

В последние несколько лет ЕС и США вводят ограничительные меры в отношении как самих стран, так и конкретных физических и юридических лиц. В качестве оснований для введения санкций ЕС и США ссылаются на нарушение страной и ее руководством принципов международного права, в том числе предусмотренных Уставом ООН.

Виды санкций

Данный тип наказания является юридическим инструментом по пресечению правонарушений.

Выделяют следующие виды санкций:

  • Административно-правовые. Как правило, это штраф – деньги поступают в бюджет РФ. Среди санкций данного вида:
    • Предупреждение.
    • Штраф.
    • Лишение специального права.
    • Изъятие предмета, который применялся при совершении административного правонарушения.
    • Для иностранцев и лиц без гражданства – выдворение из страны.
    • Лишение должности.
    • Административный арест.
  • Уголовно-правовые – лишение свободы, в некоторых государствах – смертная казнь (в РФ не применяется с 1996 года, так как был введен мораторий). Наказание карательного характера, предусмотренные УК и применяемые по приговору. Закон Российской Федерации предусматривает самую суровую санкцию – лишение свободы.
  • Дисциплинарно-правовые – в корпоративной практике. Нарушение трудового договора между сотрудником и работодателем или норм трудового кодекса называют проступком. К работнику применяются дисциплинарные  взыскания – замечание, выговор, увольнение, понижение в должности. При этом учитывается соразмерность с проступком.
  • Имущественно-правовые – взыскание собственности, штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба, выплата компенсации. Предусмотрены в случае нарушения договорных отношений одной из сторон. Самый распространенный пример – просрочки по кредит, то есть, несоблюдение условий кредитного договора и графика платежей. К должнику применяются следующие санкции – штрафные проценты, начисляемые на основной долг, пени, неустойки, изъятие имущества по решению суда. Больше о том, что будет, если не платить кредит, читайте здесь.
  • Международно-правовые – накладываются на страны за нарушения соглашений и договоров. Меры запретительного характера. В отношении России экономические санкции были применены после присоединения Крыма к своей территории. Данные действия в мировом сообществе признали аннексией. Запретительные меры заблокировали выход РФ на определенные участки мирового рынка.

Еще один пример – Иран, который начал ядерную программу не определенно не мирного характера, попал под ограничения от США и ЕС (запрет на импорт иранской нефти и заморозка активов).

Инициаторами международно-правовых санкций выступают: ООН, отдельные государства, мировые организации. Различают следующие виды таких мер наказания:

  • Персональные (запрет на посещение страны, блокировка, банковских счетов, арест имущества и др.).

Экономические (заморозка активов, запрет на денежные переводы и торговлю, эмбарго на обмен технологиями и др.).
Торговые (квоты или полный запрет на ввоз и вывоз товаров, отмена льготных условий).

Что такое «экономические санкции»

В отличие от санкций общего характера (разрыв дипломатических отношений, ограничение радио или почтового сообщения и пр.), «экономические санкции» принимаются с целью ограничения международной торговли и экономических ресурсов других стран. Исходя из имеющейся практики введения санкций ЕС и США, в том числе в отношении Российской Федерации, Ирана, Ирака, Афганистана, Сирии и Северной Кореи, можно выделить следующие виды экономических санкций:

  • торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта/импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из государства, в отношении которого введены санкции, или поступающие на территорию такого государства;

  • запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США;

  • запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц;

  • ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;

  • ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и пр.) между лицами ЕС (США) и подсанкционными лицами.

Эти виды санкций могут применяться по отдельности или в совокупности как в отношении государственных служащих, так и частных лиц, компаний (первичные или блокирующие санкции — blocking sanctions). Также среди указанных видов санкций разделяют «вторичные» и «секторальные»:

  • вторичные санкции (secondary sanctions) это экстерриториальные санкции, которые применяются к лицам — нерезидентам США. К примеру, компетентный орган США может установить запрет определенным компаниям одной страны сотрудничать с компаниями другой страны, ранее попавшими под первичные санкции. Пример нормативного регулирования «вторичных санкций» в США — Iran & Libya Sanctions Act of 1996, § 1701 или CAATSA в отношении России.

  • секторальные санкции (sectoral sanctions) могут вводиться в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики (нефтегазовой, энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных), в результате чего компаниям ЕС и США запрещено сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, экспортировать товар или совершать платежи по договорам), либо допускается сотрудничество, но с определенными ограничениями. К примеру, в отношении некоторых российских компаний американские санкции запрещают любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа на срок более 14 дней.

Необходимо сделать оговорку, что классификаций санкций очень много как на практике, так и в литературе.

Формальные и неформальные социальные санкции

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.

Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.

Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.

Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.

В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Виды социальных норм

Социальные нормы делятся на:

  1. Нормы права – установленные и охраняемые государством формальные правила поведения. К нормам права относят социальные табу (педофилия, каннибализм, убийство).
  2. Нормы морали – представления общества о манерах, морали, этикете. Эти нормы работают благодаря внутренним убеждениям индивида, общественному мнению, мерам общественного воздействия. Моральные нормы не однородны во всем обществе, и определенная социальная группа может иметь нормы, противоречащие нормам общества в целом.
  3. Нормы обычаев – традиции и обычаи, которые сложились в обществе и регулярно повторяются всей социальной группой. Следование им имеет в своей основе привычку. К таким нормам относят обычаи, традиции, ритуалы, обряды.
  4. Нормы организаций – правила поведения внутри организаций, которые отображены в их уставах, положениях, правилах, распространяются на работников или членов, и охраняются при помощи мер общественного воздействия. Такие нормы действуют в профсоюзах, политических партиях, клубах, компаниях.

Конформизм как способ адаптации

Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:

  • Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
  • Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
  • Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).

Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.

Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции)

Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения

Какие ограничения предусматривают новые акты ЕС?

Указанные Регламент и Решение устанавливают прежде всего экономические последствия, а именно заморозку активов лиц, включаемых в санкционный список, а также запрещение предоставления активов таким лицам.

Анализируя Решение Совета ЕС (CFSP) № 2020/1999 и Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998, применяемые ограничения могут быть:

  • заморозка (freezing) всех платежных средств и экономических ресурсов, принадлежащих, удерживаемых или контролируемых подсанкционным лицом (ст. 3(1) Регламента);

  • запрет на предоставление (making available) прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов (ст. 3(2) Регламента);

  • запрет на въезд в ЕС или транзит через территорию ЕС, кроме граждан стран ЕС (ст. 2(1) Решения).

Здание Европарламента в Брюсселе. Фото: Reuters

Заморозка представляет собой запрет использования экономических ресурсов для получения денежных средств, товаров или услуг любым способом (включая аренду и залог), а также запрет любого перемещения, передачи, изменения, использования, доступа или обращения платежных средств, что приведет к изменению их объема, места нахождения. Заморозка применяется в отношении:

  • экономических ресурсов (economic resources), то есть активов любого вида, будь то материальных или нематериальных, движимых или недвижимых, которые не являются платежными средствами (funds), но могут быть использованы для получения средств, товаров или услуг;

  • платежных средств (funds), то есть финансовых активов и выгоды любого рода, включая, но не ограничиваясь: наличными деньгами; чеками; требований денег; денежных переводов; депозитов в финансовых учреждениях; остатков на счетах; долговых обязательствах; ценных бумаг; процентов; дивидендов; другого дохода от активов; кредитов; право зачета; гарантии; аккредитивов, коносаментов.

Упрощая формулировки, поясняем: санкции ЕС запрещают любые действия в отношении экономических ресурсов и платежных средств, которые влекут их уменьшение, перемещение или использование для получения доходов, но это не влечет утрату права собственности. К примеру, если предприятие имеет на банковском счету европейского банка денежные средства, то оно не может их перевести, потратить или положить на вклад, но продолжает оставаться собственником денежных средств. Аналогично нельзя использовать недвижимость для коммерческих целей (к примеру, склад для хранения товара). Следует отметить, что заморозка будет распространяться и на сам товар.

Исключения составляют только непосредственное использование для личных целей: к примеру, физическое лицо может жить в своем доме или использовать автомобиль. Однако запрещается сдача дома в аренду и использование автомобиля как такси (п. 53−56 Стандартов практики ЕС).

Заморозка также ограничивает право на распоряжение общим имуществом, несмотря на то, что партнер не попал в санкционные списки.

Любое распорядительное действие подсанкционного лица будет требовать согласия компетентного органа, то есть МИД страны, в которой находятся активы. Регламент Совета ЕС (EU) № 2020/1998 предусматривает перечень оснований, по которым МИД может разрешить совершение действия. Отказ МИД может быть обжалован в судебном порядке.

Заморозка не ограничивает прав кредиторов по договорам: к примеру, они могут без каких-либо ограничений уступить третьему лицу право требования к подсанкционному лицу. Самому подсанкционному лицу для уступки права требования или проведения зачета будет требоваться одобрение МИД.

Запрет на предоставление прямо или косвенно всех платежных средств и экономических ресурсов подразумевает в числе прочего запрет на оплату по договору, возврат денежных средств, имущества; дарение или иную передачу имущества. Толкование этого ограничения достаточно широкое, и суды распространяют его действие, в том числе на меновые отношения. К примеру, если подсанкционная компания до введения санкций поставила товар или осуществила платеж контрагенту в ЕС, то после введения санкций такой контрагент не вправе осуществлять платеж за поставленный товар. Любое такое действие требует одобрения МИД.

Исключение составляют случаи передачи имущества, используемого в личных целях, которое не может быть использовано для получения денежных средств, например одежда или продукты питания (п. 58 Стандартов практики ЕС).

Кредитные санкции – способ воздействия на заемщика

В заключении договора принимают участие заемщик и кредитор. Первый обязуется выдать займ и вести счет потребителя, а второй – своевременно вносить платежи и полностью погасить долг до установленной даты.

Санкциями, предусмотренными договором, выступают штрафы, пени и иные пути воздействия на должника. Они направлены на стимуляцию выполнения заемщиком условий кредитного соглашения.

Санкции в кредитовании применяются по усмотрению финансового учреждения и не являются обязательными. В некоторых случаях банки отменяют их.

Различают следующие виды кредитных санкций:

  • Повышение процентной ставки.
  • Штраф или пеня – фиксированная сумма или процент к задолженности.
  • Требование полного досрочного погашения займа.
  • Ограничение (частичное или полное) по предоставлению заемных средств.
  • Перевод на особый режим кредитования.
  • Изъятие залога.
  • Взыскание с поручителя.

Каждый кредитор разрабатывает собственную систему штрафов. Самые строгие меры (обращение в суд, изъятие залогового имущества, требование полного возврата долга) применяются в исключительных случаях, когда иные способы воздействия на должника оказались неэффективными.

Оформляя займ, человек должен понимать, что любые просрочки повлекут за собой определенные санкции. Поэтому нужно заранее верно оценивать свою платежеспособность. Иначе обеспечено значительное повышение стоимости кредита или даже потеря собственного имущества.

Виды социальных санкций

Несмотря на разветвленную систему и разнообразие санкций, существует всего две их классификации, каждая из которых включает тоже по два вида: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Формальные и неформальные

Формальные санкции – предусмотренные законом меры поощрения и наказания членов общества. Все такие санкции закреплены в официальных документах и применяются к индивидам на основании указов, приказов, постановлений, решений и т. д.

Когда-то в глубокой древности законы составлялись на базе неформальных традиций и обычаев, так называемого обычного права. Но в настоящее время формальные санкции могут очень сильно отличаться от неформальных и даже противоречить им. Этот вид системы поощрений и наказаний, как правило, не изучается психологией. Поэтому мы акцент сделает на другом виде.

Неформальные санкции исходят от членов социума. Очень часто их проводниками являются близкие нам люди: родные, друзья, коллеги. Складываются неформальные санкции в зависимости от традиций и характера группы.

Например, в одной семье поощрением за хорошее поведение, успехи в учебе и помощь по дому может быть денежное вознаграждение, а за проступок – лишение карманных денег. И это считается нормальным, приемлемым и вполне рабочим инструментом регулирования поведения ребенка.

А в другой семье такие санкции воспринимаются с возмущением и используются исключительно меры морального поощрения: похвала, искренняя благодарность за помощь, уважение. А самым сильным наказанием будет обида родителей и осознание ребенком того, что мама очень переживала, когда он вовремя не пришел с прогулки.

Даже в формальных группах, таких как трудовые коллективы, школьные классы, спортивные команды, есть неформальные санкции. Причем часто они действуют более эффективно, чем формальные. И осуждение своих коллег переживается тяжелее, чем приказ с выговором.

Позитивные и негативные санкции

Так как нам с вами более интересны неформальные санкции, то остановимся на двух их видах: позитивных и негативных. Позитивные – это разные формы поощрения, как материального, так и морального:

  • денежное вознаграждение, как в примере выше;
  • подарки;
  • публичное одобрение;
  • похвала;
  • выражение благодарности;
  • повышение авторитета и социального статуса;
  • доверие и передача лидерских полномочий.

Негативные санкции проявляются в разных формах демонстрации неудовольствия и наказания:

  • публичное осуждение;
  • лишение каких-то преимуществ и благ, в том числе материальных;
  • замечания и предупреждения;
  • насмешки и обидные прозвища;
  • оскорбления;
  • игнорирование;
  • изоляция – жесткое наказание, которое можно рассматривать как изгнание из сообщества индивида, не желающего соблюдать его нормы.

Человек всегда тяжело реагирует на негативные санкции, неприязнь сообщества и тем более изоляция могут вызвать нервное расстройство и даже депрессию.

Несмотря на это, психологи более действенными считают позитивные санкции. Они не только регулируют поведение индивида, но и стимулируют совершение правильных поступков, пробуждают у человека стремление стать еще лучше, полезнее и т. д. Негативные меры могут вызвать обиду, раздражение, злость и нередко демонстративно асоциальное поведение. Отталкивая и презирая оступившегося человека, сообщество делает из него изгоя, которому уже наплевать на социум, и он считает, что может поступать, не считаясь ни с кем.

Поэтому напрашивается вывод о том, что не всегда санкции срабатывают на пользу обществу и отдельным его членам.

Общая оценка социально-экономических последствий антироссийских санкций

Впервые санкции к России США и другие страны Запада применили в 2014 г. Санкции первой волны были скорее символическими, актом недоброжелательного отношения к России, и не оказали реального влияния на экономику.

Последующие ограничения стали значительно серьезнее. Под их действием оказались конкретные персоны, банки и предприятия. Кроме того, были наложены ограничения на поставки на российский рынок технологий, вооружения и других товаров американскими, европейскими, канадскими, австралийскими и японскими компаниями.

Санкции ограничили доступ попавших под них отечественных банков к дешевым кредитам, сократили финансирование российских компаний иностранными банками, прервали поступление инвестиций большинства стран ЕС в отечественное производство.

Санкции ведут к увеличению издержек банков,  что вынуждает их понижать процентные ставки по депозитам и повышать ставки по кредитам.

Они породили всплеск финансовой нестабильности в стране. Уже сразу после введения в 2014 г. санкций произошло резкое снижение федеральных фондовых индексов ММВБ и РТС и падение курса рубля.

Под влиянием санкций в 2014 г. увеличился отток иностранных капиталов, сохраняющийся по настоящее время.

Государство поддерживает оказавшиеся под санкциями предприятия. Чтобы получить необходимые для этого средства оно повышает налоги и сокращает расходы на выплату пенсий.

Санкции стран Запада в 2014-2018 гг.  охватили пятую часть ВВП России. Американские санкции затронули более четырехсот российских банков и компаний. Большинство из них являются дочерними отделениями крупных структур. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции страны ЕС, Канада и Австралия

Введенные Россией в ответ на санкции контрмеры стали причиной повышения цен на потребительском рынке и снижения доходов населения. В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из присоединившихся к санкциям стран снизил реальные доходы населения в РФ на 2-3 п.п.

Уход из России зарубежных компаний, вызванный санкциями, сопровождается прекращением перечисления этими компаниями миллиардов рублей налогов и пошлин в бюджет России. В бюджете, в результате, образуется недостаток средств, восполнять который приходится из своих доходов россиянам.

Санкции, которые были введены США в апреле прошлого года, впервые были не секториальными, а блокирующими. Под их влиянием возник существенный отток зарубежных инвестиций из финансов не только затронутых, но и не затронутых санкциями компаний.  В совокупности с повышением базовой ставки ФРС США это понизило курс российского рубля в условиях достаточно высоких цен на нефть.

Главный экономист банка Citi по России и СНГ И. Чакаров определил, что антироссийские санкции ослабили степень влияния нефтяных цен на экономику РФ приблизительно в три раза. Из этого следует, что даже новый этап дорогой нефти достаточно слабо отразится на росте российского ВВП.

Вместе с тем в исследовании АКРА делается вывод о слабом влиянии санкций на финансовое состояние наших банков и компаний. В среднесрочном периоде, по мнению исследователей, санкции нельзя считать сдерживающим фактором для роста российской экономики.

Некоторые эксперты полагают, что воздействие санкций на темпы роста, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне всей экономики страны может проявиться с большей силой в долгосрочном периоде.

Основным негативным последствием западных ограничений для экономического роста в РФ в долгосрочной перспективе исследователи АКРА считают закрытие совместных технологических проектов, уменьшение объема экспорта алюминия, сокращение добычи углеводородов.

Как это ни парадоксально, но санкции Запада принесли российской экономике определенную пользу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector