Лучшие приемы запоминания в вашем арсенале!

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Логическое запоминание

И снова о «крючочках». Но теперь они будут не визуальными, а логическими.

Возможно, для кого-то этот способ окажется ближе, чем визуальные методы, а кто-то сможет использовать оба способа.

Вам следует просто задать несколько вопросов о том материале, который требуется запомнить. Обычно этот способ совершенствования памяти используется для текстов, хотя можно попробовать и с другой информацией.

Полезна ли мне данная информация?
Где я могу применить данную информацию?
Что наиболее важно для меня?
До какой степени точности необходимо запомнить?
Какие есть закономерности в данной информации?
Что хотел донести автор?
Как можно проще объяснить эти данные?
Какие выводы я могу сделать из этой информации?

Согласитесь, что используя эту технику запоминания текста, требуется также поработать над информацией, но чем больше мы вложимся в нее, тем ценнее она будет для нас, тем вернее запомним и сможем использовать ее в нужный момент.

Мнемоника

Впервые интерес к памяти возник у древних греков. Они системно подошли к этому вопросу и выявили закономерности запоминания.

Впоследствии полученные закономерности были сведены в науку, которая называется мнемоника или мнемотехника – техника запоминания, основанная на повторении и практике.

Какими бы методами вы не пользовались, вам обязательно следует включать свои знания в дело.

Поэтому прежде, чем браться за запоминание, отбросьте все ненужное, малозначимое, то, что, возможно, не пригодится

Оставьте самое важное, без чего нельзя обойтись в вашей задаче

Это касается и языков, и учебных предметов, и телефонов, и профессиональных знаний.

Если же вы будете запоминать все подряд, то просто потеряетесь в потоке малозначимых деталей, так и не добравшись до сути.

К тому же, запоминая самое главное, вы будете чувствовать больше мотивации, ставить данную задачу как более приоритетную, а значит, запоминание пойдет легче и качественнее.

Когда вы только приступаете к изучению, повторяйте чаще.

Примерные границы такие: повтор сразу после принятия материала, через 10-20 минут после последнего повтора, повтор через 8-15 часов, повтор через 2-3 дня, повтор через 5-7 дней, повтор через 20-30 дней, повтор через 60-90 дней, повтор через 180-365 дней.

Но в любом случае не отходите далеко от предложенной схемы мнемонической техники запоминания. А также учтите, что информация может и не перейти в долговременную память, если не использовать хотя бы шестой повтор на 30-й день.

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания — сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди — старейшины, барды — становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, — так называемая мнемотехника — по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате «De oratore» («Об ораторе») римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем «привязки» их к элементам хорошо знакомого окружения — обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет «внутренним зрением» следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием «Ad Herennium» определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место «записи» запоминаемых образов стали уподоблять театру — особому «театру памяти» с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием «О тенях идей», повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

Запоминание имени и человека

Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.

Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.

Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.

Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.

Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.

Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.

Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.

С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.

Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.

Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.

Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).

Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.

Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.

Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.

Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.

Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Тренировка памяти

Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.

Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:

  1. Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.

  2. Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.

  3. Интерес. Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.

Как быстро запомнить информацию

Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.

Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи». Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.

Итак, как научиться быстро запоминать информацию?

1. Успокойтесь

Если вам нужно запомнить что-то сложное, постарайтесь найти спокойное место и освободить свой разум от беспорядочных мыслей. Так вы снизите давление потока данных на мозг и поможете ему усвоить то, что вам нужно запомнить. Хотя, некоторым людям удается сконцентрироваться в любой обстановке (такой способности можно действительно позавидовать).

Ученые из Университета Базеля (Швеция) рекомендуют выпить чашку зеленого чая. Доказано, что он содержит вещества, блокирующие токсины и заставляющие мозг работать лучше.

2. Запишите

Вместо того, чтобы просто скопировать нужную информацию на ноутбук, запишите или напечатайте ее сами. Если хорошо воспринимаете информацию на слух, надиктуйте ее на диктофон.

Как показывает практика, тесное взаимодействие с данными поможет запомнить их быстрее, чем простой просмотр.

3. Повторяйте

Куда без этого? Повторение — мать сами знаете чего. Поэтому нужно повторять информацию. А потом, когда вы уже достаточно раз повторили, повторить снова.

А чтобы все не забыть, как я стихи в школе, через определенное время нужно снова повторить. Например, выучили вечером — обязательно повторите утром. Потом сделайте перерыв и снова повторите. Если сроки не поджимают, попытайтесь воспроизвести все по памяти через день. Это точно покажет вашему мозгу, что информация вам необходима, и она прочнее закрепится в виде нейронных связей.

Можно выйти прогуляться, повторяя в голове то, что вы хотите запомнить. Смена декораций окажет положительный эффект на процесс запоминания, потому что информация не будет у вас ассоциироваться только с вашей комнатой.

4. Поймите

Намного легче запомнить то, что вы понимаете, потому что так новые нейронные связи взаимодействуют с уже имеющимися. Чтобы вам не пришлось запоминать случайный набор слов и цифр, попробуйте глубже вникнуть в тему.

Например, формулу второго закона Ньютона F=ma запомнить гораздо легче, если вникнуть в следующее:

  • F — сила, прикладываемая к точке;
  • m — масса точки;
  • a — ускорение.

Иначе говоря, чем тяжелее камень, тем больше нужно приложить сил, чтобы его кинуть. Просто, не так ли?

5. Ассоциируйте

Ассоциации — это еще один способ задействовать уже имеющиеся нейронные связи. Но в этом случае не обязательно связывать вещи логически, тут в дело идет фантазия.

Чем более нелепой и необычной вам покажется ассоциация, тем глубже она врежется в память

Также важно визуально представить себе то, что вы нафантазировали

Например, вам нужно запомнить адрес «Пушкина, 122». Пушкин — он был такой всего 1, у него 2 бакенбарда и я получил 2 балла, не успев выучить его стих за перемену. Пример так себе, но подобным образом вы можете привязать любую новую информацию к тому, что уже знаете, и запомнить.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание — это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» .

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний

Заучивание — вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию» . «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями» .

Заключение

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2

Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным

Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector