Как тренировать память и внимание у взрослых

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:

  • за оперативную и кратковременную память — медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  •  за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.

запоминаниясохранение информациивоспроизведение информацииЗабыванию

Сохранение памяти в пожилом возрасте

Ослабление мыслительных процессов, приводящее к забывчивости, может наблюдаться уже после 40 лет. Если это явление не относится к последствиям поражения мозга, используют разнообразные способы, ориентированные на улучшение памяти.

Нельзя работая, особенно на компьютере, перегружать мозг. Каждый час устраивают кратковременные перерывы для физических упражнений. Полезна для нормализации мозговых процессов перемена видов деятельности.

Пожилому человеку нужно соблюдать сбалансированный рацион, систематически читать, разгадывать кроссворды, учить стихи, решать логические задачи. Регулярно проходить врачебное исследование, избегать стрессов.

Необходим для улучшения памяти качественный полноценный сон и отдых. Пенсионерам лучше найти занятие, приносящее удовольствие и ощущение полноты жизни.

Поможет улучшить память после 60 лет регулярное выполнение специальных упражнений. С этой целью обращаются к онлайн-тренажерам. Ориентируясь на рекомендации специалистов, несложно и самостоятельно разработать четкую систему занятий.

Факторы, влияющие на развитие памяти

На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.

Пожилая женщина читает

Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах

Информация лучше усваивается, если:

  • Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
  • Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
  • Используется на практике;
  • Понятна, подается легко доступным языком;
  • Часто встречается.

Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго. Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго. Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.

Новый пик способностей?

Я вас обрадую. Если вам 20,40,60 лет, то лучшие годы еще впереди. Что это значит?

А значит это то, что все в ваших руках. Вы можете горы свернуть даже после 60 лет. И все это подтверждено конкретными примерами.

Да, человек рождается с огромным количеством нейронов. Чтобы в любой стране в любых условиях жизни будучи ребенком мог развиваться.

Как развивается и учится головной мозг? Когда ребенок что-то сделал, клетка головного мозга послала сигнал (эклектический импульс) другой клетке, который с помощью специальных химических веществ, создал связь.

Когда ребенок еще раз совершил то же действие, то этот процесс повторяется и создается соединение. Благодаря этим соединениям малыш думает, учится.

К 3 годам у ребенка в головном мозге образуется более 1000 триллионов действующих соединений.  Если сравнить с мозгом взрослого человеком, то у последнего их в два раза меньше.

Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит создание и закрепление тех процессов, которыми ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

На самом деле уже с 10 месяцев происходит удаление ненужных нейронов. Так например, в карте языка ребенка остаются фонемы только родного языка.

И он теряет способность услышать особенности другого языка

Поэтому важно с рождения давать слушать малышу ритмы иностранных языков

Что касается возможностей в развитии головного мозга малышей в этом периоде и что важно делать еще, то об этом читайте в статье Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам?  (откроется в новом окне)

Поэтому не так страшна потеря нейронов, как отсутствие появления новых связей.

Кроме того, взросление — это «специализация» мозга. Формирование и укрепление связей, которые конкретно вам помогают жить, работать и учиться по мере необходимости.

Эта специализация дает преимущества.

КИНЕСТЕТИКА И УПРАЖНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики. Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Вариант 1.

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.
Вариант 2.
Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены. 

Упражнение «КНОПКИ МОЗГА».

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Упражнение «СОВА».

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево.
Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.
Повторите то же левой рукой.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ».

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено.
Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца.
Повторите то же правой рукой.
Потом выполните его двумя руками вместе.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА».

1 часть.

Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу.
Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди.
Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.
Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
2 часть.
Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу. Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Почему ухудшается память у пожилых

Ухудшение памяти у пожилых людей происходит не только из-за возрастных изменений в организме

Есть и другие причины, на которые стоит обратить внимание:

  • сокращение круга интересов;
  • ослабление концентрации внимания из-за отсутствия потребности в ней;
  • малая активность, преобладание сидячего образа жизни;
  • разрушение нейронных связей в мозге.

Пожилые люди чаще ведут пассивный образ жизни, не работают, не увлекаются занятиями, требующими напряжения ума. Из-за малых нагрузок память слабеет. Данные статистики показывают, что трудоустроенные пожилые люди обладают гораздо лучшими интеллектуальными способностями, чем их неработающие товарищи.

В то время как физические и психические показатели при постоянной нагрузке падают, и для их улучшения организму требуется отдых, чтобы держать в тонусе память, ее необходимо постоянно тренировать. Только регулярные упражнения помогают сохранить интеллектуальные навыки в зрелом возрасте.

Прибегнув к простым приемам, пожилые люди смогут нагружать память, даже если им придется долгое время быть иммобилизованными, например, при переломе шейки бедра, когда человеку требуется длительная реабилитация и ограничения в привычной жизнедеятельности. Одно из самых эффективных упражнений для развития памяти и ума у пожилых людей – разгадывание логических загадок, ребусов, кроссвордов, сканвордов, то есть любых задач, активизирующих мыслительную деятельность. Большую нагрузку получает память при чтении книг или изучении языков – поток информации, который мозгу необходимо постоянно обрабатывать, как нельзя лучше стимулирует умственную деятельность пожилых людей.

Существуют проблемы физиологического характера, которые становятся причинами ухудшения памяти:

  • плохое кровоснабжение организма в целом и сосудов головы в частности;
  • сокращение нервных клеток мозга.

Для каждого пожилого человека причины ухудшения интеллектуальных способностей индивидуальны. Нередки случаи, когда люди старшего возраста обладают отличной памятью и острым умом. Чаще всего они целенаправленно или по роду деятельности на протяжении жизни стимулируют свои умственные способности упражнениями.

Что можно рекомендовать, чтобы предотвратить или замедлить процесс ухудшения памяти у пожилых людей:

  • Обязательно следить за состоянием здоровья и при первых признаках недомогания обращаться к врачу, не дожидаясь, пока последствия болезни станут необратимыми. В первую очередь в зону риска попадают заболевания, связанные с сердцем и сосудами, которые отрицательно влияют на состояние памяти у пожилых людей, например, такие, как атеросклероз.
  • Для здорового духа и хорошей активности мозга необходимо чередовать отдых и физические упражнения, поэтому пожилым людям показано выполнение зарядки (конечно, неинтенсивно и с учетом состояния здоровья).
  • Нередко ухудшение памяти у пожилых людей провоцируется неправильным питанием. Для деятельности мозга ежедневно требуется много глюкозы, иначе он страдает. При атеросклерозе противопоказано употребление продуктов с большим содержанием холестерина.
  • Вышивка или вязание – хорошие упражнения для тренировки памяти у пожилых людей, они способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с интеллектуальными способностями.
  • Насыщение организма кислородом необходимо для его работы, поэтому в любом возрасте, тем более пожилом, показано ежедневно дышать свежим воздухом. На прогулке также можно заняться тренировкой памяти, например, запоминая незнакомые места, примечая детали, которые раньше оставались без внимания.

Для наиболее продуктивной работы мозга нужна постоянная смена деятельности. После занятий, требующих концентрации памяти и интеллектуальных способностей, пожилым людям лучше всего пойти на прогулку или сделать зарядку, заняться ежедневными домашними делами. Такой прием дает возможность усвоиться полученной информации, а также позволяет глазам отдохнуть.

Эффективные упражнения для работы мозга

Существует продуктивная зарядка, улучшающая мыслительную деятельность человека. На синхронизацию двух полушарий головного мозга направлена пальчиковая гимнастика.

  • Хорошенько разотрите руки, будто тщательно промываете очень грязные ладони. Поочерёдно подушечкой большого пальца потрогайте кончики всех пальцев этой же руки в прямом и обратном направлении.
  • Оттопырьте пальцы обеих кистей. Большой палец каждой руки должен коснуться мизинца, расположенного на другой кисти. Дальше большие пальцы плавно переходят сначала на безымянные, потом на средние, затем на указательные пальчики другой руки. В дальнейшем действия повторяются в обратном порядке.
  • Левой рукой возьмитесь за кончик правого уха, а правой – за мочку левого уха. В таком состоянии надо совершить не менее 20 приседаний.

Есть ещё полезные упражнения, которые равномерно распределяют энергию между обоими полушариями мозга.

Изучите внимательно в течение полутора минут список, состоящий из 20 слов. За этот промежуток времени разбейте словоформы на пары и свяжите их с помощью ассоциативных рядов. Затем попробуйте записать на листочке все понятия по порядку. Если вы запомнили от 15 до 20 слов, то ваша память работает великолепно. Воспроизведение 10-14 слов свидетельствует о среднем уровне запоминания. При восстановлении в памяти менее 10 слов надо срочно начинать работу по улучшению мозговой деятельности.

Гимнастика для мозга «Цветные слова» позволяет улучшить концентрацию внимания. Нужно быстро произносить вслух цвет слова, при этом оно означает одну расцветку, а имеет совсем другую окраску. Например, слово «синий» написано красным цветом, а «желтый» – зеленым. Это сбивает с толку. По этой причине появляется необходимость сосредоточиться. В работу включаются оба полушария.

Для правого полушария

Правая часть мозга отвечает за эмоции, воображение, расшифровку различных метафор, узнавание лиц, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности, ориентацию в пространстве. Развивать это полушарие можно с помощью некоторых упражнений.

Одна рука изображает фигуру из трёх пальцев, другая рука демонстрирует знак одобрения. Затем быстро разожмите кисти и хлопните в ладошки. Покажите фигуры другими руками. Опять следует хлопок в ладони, и кукиш со знаком одобрения меняются местами. Повторите гимнастику несколько раз.

Для левого полушария

Занятия для развития логического мышления нацелены на поддержание работы левого полушария. Данная часть мозга выполняет функции, отвечающие за язык и речь человека, последовательную обработку всех поступающих данных в мозговые структуры. Благодаря левому полушарию субъект может понимать слова, анализировать, производить математические действия. Тренировать его можно с помощью решения математических задач, разгадывания ребусов и кроссвордов, различных логических игр, шашек и шахмат.

MasterVision

Сайт: https://isakov.mymv.ru/Стоимость: бесплатно

Бесплатный 3-дневный онлайн-мастер-класс «Возможности памяти»

План мастер-класса

ДЕНЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МНЕМОТЕХНИКУ. МНЕМОТЕХНИКА — СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПАМЯТИ

  • Вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться в современном мире: циф ровой дебилизм, ухудшение памяти, цифровая зависимость, снижение внимания и концентрации, СДВГ, снижение креативности, огромные объёмы информации
  • Работа в ближайшем будущем. Что уже умеют компьютеры? Каково место человека на рынке труда? Какие навыки необходимы современному человеку? Как их развить?
  • Слабые стороны памяти
  • Сильные стороны памяти
  • Мнемотехника как проверенный способ использования скрытых возможностей памяти
  • Иностранные слова
    — Латинские слова
    — Зачем нужен иностранный язык. Билингвизм
    — Сколько времени уходит на изучение иностранного языка?
  • Бонус: пальминг – эффективный способ снять усталость с тела, глаз, перезарядиться

ДЕНЬ 2. МНЕМОТЕХНИКА В БЫТУ

  • Ухудшение памяти
    — Что влияет на ухудшение памяти
    — Какие прогнозы?
    — Количество информации, с которым сталкивается наш мозг
    — Что происходит, когда мы доверяем калькулятору, записной книжке и т.д.
  • Метод локаций (Цицерона, Дворец памяти, Чертоги разума)
    — История появления, вспомните что-то и увидите, где это было
    — Запоминание списка дел
    — Запоминание списка покупок
    — Запоминание ярких моментов из жизни
  • Бонус: метод Пифагора — простой способ улучшить память

ДЕНЬ 3. МНЕМОТЕХНИКА — ПОМОЩНИК В ЭФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ

Почему мы забываем имена людей?
В чём особенность мозгов мнемонистов?
Польза мнемотехники
Число Данбарра — скольких людей мы помним
Почему важно помнить лица и имена людей?
Основы запоминания имён людей
— Сможете запомнить: новые сотрудники, коллеги, товарищи, знаменитые личности, одногруппники, прочее
Бонус: фингер фитнес — эффективный способ активизировать мозг где угодно и когда угодно

Задачи для тренировки памяти

Хорошо улучшают гибкость ума различные задачки. Быстро посчитайте от 100 до 1. А теперь произведите обратный счёт тройками: 100, 97, 94, 91… Производите в уме простые арифметические действия: складывайте, вычитайте и умножайте.

Улучшить мыслительные процессы можно путём придумывания слова на каждую букву алфавита. С этой целью приходится извлекать из памяти полузабытые слова. В такие мгновения происходит активация давно не задействованных связей между нейронами.

Ежедневно придумывайте себе разные задания

Например, поставьте перед собой задачу: «Сегодня я весь день обращаю внимание на все предметы жёлтого цвета». Подобная установка нацеливает внимание на выбор и удерживание информации

Тренируется функция отбора. Обращайте внимание на номера проезжающих мимо вас автомобилей.

Игра в шахматы вовлекает мозг в бурную умственную деятельность, так как нужно мысленно просчитать наперёд не только свои ходы, но ещё и ходы противника. Продумывание стратегии взаимодействия с соперником напоминает модель повседневного существования личности.

Внимательно слушайте своего собеседника. Старайтесь запомнить цвет его одежды, глаз, волос и тембр голоса. После расставания с ним попробуйте воспроизвести в памяти черты лица, расцветку вещей. Вспомните аромат парфюма, которым пользуется этот человек. Мысленно воспроизведите тембр его голоса

Визуализируйте необходимые для запоминания предметы. Например, во время похода в магазин каждый пункт необходимой покупки соотнесите с частью своего тела. Представьте гирлянду из сосисок на вашей шее, на голове – стоящую банку с томатной пастой, на плече – тюбик с горчицей, в руке – гигантского размера луковицу.

Специальные методики, применяемые в клиниках деменции

В стационары, как правило, попадают люди, которые находятся на последней стадии развития патологии, при которой функции мозга настолько угасли, что простые бытовые или игровые способы реабилитации бесполезны. Однако и для таких случаев существуют методики, помогающие хотя бы частично удерживать личность в реальности. Методик много, остановимся лишь на некоторых.

Метод 10-минутной стимуляции Уте Шмидт-Хакенберг (Германия)

Его принцип заключается в том, чтобы заставить пациента вспомнить событие или их цепь (разумеется только положительные), которые произошли с ним в молодости. Для этого выбирается какой-либо предмет, который должен сыграть роль раздражителя (стимулятора деятельности мозга). Например, ракушка может ассоциироваться со счастливой поездкой к морю. Даже не вникая в тонкости, понятно, чтобы метод сработал необходимо провести огромную работу по изучению всей жизни пациента и найти подходящий раздражитель. Когда пациент начинает регулярно правильно откликаться на различные раздражители, вспоминая «как оно было», метод потихоньку переводят в обиход, например, в виде раздражителя выступает тарелка, и пациент знает, что надо есть, при виде полотенца – что надо мыть руки и т. п.

Тренировки проводятся ежедневно до достижения результата. Чем тяжелее стадия заболевания, тем короче будут занятия, чтобы сохранить у пациента интерес к ним.

Арт-терапия Анжелы Байерс (Франция)

Замечено, что люди с когнитивными отклонениями расположены к занятиям с различными предметами, для каждого из которых у них своё действие: одни предметы они прячут, другие раскладывают, третьи заворачивают и т. д. Врач не вмешивается, а только наблюдает (за исключением случаев проявления агрессии). По наблюдениям психотерапевтов подобные игры позволяют больным спокойно погрузиться в себя, что поддерживает их индивидуальность. Иногда удаётся добиться такого эффекта, при котором больной почти понимает, что делает. Это считается большим успехом.

В заключение хочется подчеркнуть, что деменция – это тяжёлый недуг, но не стоит опускать руки. Правильный уход и регулярные тренировки могут на долгие годы отодвинуть угасание мозга ваших родных и близких.

Онлайн-тренажеры

Для помощи людям, испытывающим затруднения с запоминанием, разработаны разнообразные методики. Чтобы успешно улучшить память и повысить умственные способности, используют специальные онлайн-тренажеры.

Викиум

После регистрации проходит диагностика основных качеств личности — памяти, внимания, мышления. По результатам тестов будет подобрана индивидуальная программа. Ежедневно предлагается разминка и тренировка. Всего на решение различных заданий требуется 15 минут.

По мнению разработчика, тренажеры Викиум помогут детям улучшить внимание и достичь больших успехов в обучении. Люди среднего возраста смогут улучшить память, производительность труда и активизировать мозговую деятельность

В пожилом возрасте удастся не утратить ясность и остроту ума.

Битрейника

Предлагается самостоятельно определить, какие конкретно показатели умственной деятельности нужно развивать. Выполняется тренировка внимания, памяти, а также таких функций, как восприятие, продуктивность, мышление в игровой форме.

Основная цель — улучшение мозговых функций и памяти, повышение скорости мышления, снижение риска снижения умственной работоспособности с возрастом. Для ежедневных занятий предусмотрены упражнения на 5 тренажерах, на выполнение которых требуется в среднем 15 минут.

BrainApps

После регистрации программа предлагает пройти предварительное тестирование, позволяющие определить примерный уровень развития базовых мыслительных навыков.

Затем по результатам теста разрабатывается индивидуальная программа, рассчитанная на развитие таких качеств личности, как концентрация, внимания.

Предполагается, что спустя несколько недель будут заметные результаты при условии проведения систематических занятий.

Зачем нужны тренировки?

Обучаясь в школе или вузе, человек узнаёт огромное количество неизведанного ранее материала. Это позволяет мозгу интенсивно работать

С годами гибкость ума ослабевает из-за привычки субъекта мыслить однотипно, поэтому для взрослого человека важно регулярно тренировать память

Чем выше активность умственной деятельности, тем больше поступает в мозг насыщенной кислородом крови.

Решение задач нестандартными способами помогает прекрасно натренировать мозг, сохранить интеллект и развить память после 40 лет. Любые новые занятия способствуют перестройке мышления, позволяют поддерживать функции мозга в рабочем состоянии.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector