Как научиться запоминать большие объемы информации: 10 мощных методов + курс тренировки памяти

Содержание:

Несколько слов о памяти

Память можно представить как огромный резервуар информации (психологическую структуру), из которой по мере необходимости вы берете большую или меньшую часть. Предполагается, что существует 3 основные типы памяти, а именно:

  • сенсорная (мимолетная);
  • кратковременная;
  • долговременная.

Наиболее активными считаются сенсорная и кратковременная память, которые более сознательны, долговременная – пассивная; психологи в целом согласны с тем, что этот тип воспоминаний не является сознательным. Память также имеет фазы, через которые сохраняется информация – внушение, сохранение, представление.

Сенсорная память хранит информацию, исходящую от ощущений, в течение короткого времени. Она способна удержать мнимую картину сенсорного опыта, сохраняя ее до тех пор, пока психика не получит всю необходимую информацию. Части, не имеющие значения, позже забываются, другие стимулы переходят в кратковременную память. Иногда возможно их сохранение в долгосрочной перспективе (особенно, когда сенсорные данные интенсивные или имеют эмоциональное значение).

Кратковременная память (иногда называемая рабочей, операционной) используется в ситуациях, когда необходимо использовать текущую информацию для конкретных умственных действий. Например, вы найдете важный телефонный номер и, прежде чем набрать его на устройстве, несколько раз повторите цифры. Это возможно благодаря кратковременной памяти.

Распад кратковременной памяти обычно происходит в течение нескольких секунд, в среднем, 10-15 секунд. Согласно экспертам, в ней можно сохранить примерно 7 (+- 2) элементов.

Чемпионы США по навыкам памяти согласны с тем, что успехом обязаны только своему усердию. Журналист Джошуа Фоер попробовал их методы развития памяти. Менее года он занимался тренировками (каждое утро в течение 15-20 минут). Затем принял участие в соревновании и выиграл его. Его невероятная история, а также ментальные техники развития памяти описаны в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания».

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Запоминание иностранных слов

Чаще всего при запоминании лексики иностранного языка используют метод Аткинсона. Классический пример, на котором разбирают этот способ: запоминание английского слова pillow (подушка).

Мы находим фонетическую ассоциацию, которая похожа по произношению на «pillow». Первое, что приходит в голову многим – это пила. Затем у себя в голове мы используем уже смысловую ассоциацию и представляем в паре пилу и подушку. Используем пять золотых правил ассоциации и рисуем нелепую картину, как мы пилим пуховую подушку. Представьте, как летят перья во все стороны, как одной из них даже попало вам в нос, и вы чихнули. Детальная визуализация очень важна, поскольку ваши эмоции только укрепят процесс запоминания. При этом Анастасия советует нам не увлекаться – это ведь ассоциация одного слова, а не всей книги.

Если в общении с иностранцем у вас возникнет необходимость сказать на английском слово «подушка», вы вспомните, что в нашей ассоциации мы пилили подушку. В памяти мгновенно воспроизводится нужное слово – pillow. Метод Аткинсона применим и для более длинных и сложных слов, например, entertainment. Сложное слово можно разбивать на части и сочетать друг с другом сразу две ассоциации.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Способы и рекомендации для запоминания

Система мнемотехники — это метод запоминания текстов, имен, чисел, дат, иностранных языков и так далее. Она включает в себя множество техник, среди которых каждый найдет наиболее эффективную для себя:


Как мозг усваивает информацию?

  • Цепочка. Правильно созданная последовательность, когда каждый элемент связан со следующим позволяет быстро выучить и запомнить информацию.
  • Техника Цицерона. Основана на принципе ярких и крупных опорных образов, вызывающих ассоциацию.
  • Пиктограмма. Небольшая зарисовка должна соответствовать какому-либо событию, вызывая определенные ассоциации и воспоминания.
  • Матрешка. Отдельный «фрагмент» информации помещается в другой поменьше, к примеру, английские слова «write – writer- copywriter» и так далее.
  • Ассоциации. Самый легкий способ запоминать имена и даты. Первые можно соотносить с выдающимися личностями, а вторые с важными событиями.

Каждая рекомендация универсальна и позволяет запоминать даже длинные цифровые ряды, теоремы, математические формулы, правила. Главное, всегда понимать, что даже самое сложное выражение/формулу проще всего запомнить по отдельным фрагментам, складываемым в целое.

Специализированные техники

Основные принципы и правила хранения информации в памяти, описанные выше, являются неотъемлемой частью следующих методов запоминания. Эти принципы основаны на мнемотехнике (системе методов, облегчающих запоминание и увеличивающих диапазон памяти), используемой древними греками. Для удобства хранения информации используются основные принципы – движение, юмор, цвет и др.

Система соединения

Основная технология памяти, использующая воображение — это система соединения, в которой одна вещь соединяется с другой. Необходимо вовлечь воображение, использовать свои чувства: объединить эмоции, юмор, движение, цвета, эротизм. Главное, надо все визуализировать – представить всю картину, как будто вы ее действительно видите.

Этот метод идеально подходит для запоминания списка терминов, набора изображений, а также короткой презентации, нескольких аргументов, списка покупок. Например, вы планируете покупать следующие продукты: хлеб, яблоки, яйца, молоко, мука. Сохранить этот список в памяти можно, связывая каждый элемент с красочной историей – чем больше фантазий, абсурда, эмоций, тем лучше.

Применение техники – запоминание короткой простой информации.

Римская система LOCI

Начальный этап этой системы – создание собственной конструкции в сознании, которая впоследствии будет заполняться информацией. Если вам предстоит произнести речи, читать лекцию, представьте себе свой дом, разместите в нем идеи, связанные с основными темами. Чем более странными и забавными они будут, тем лучше вы их запомните. Эта техника использовалась ораторами в старом Риме.

Метод хорош для запоминания последовательных (не связанных между собой) элементов, сюжетной или временной последовательности. Первый шаг – определение места, которое вам хорошо знакомо (спальня, дорога в школу, на работу, собственное тело).

Тщательное знание места – это необходимое условие. Впоследствии вы можете запомнить столько пунктов, сколько подсказок содержит место в сознании. Каждая подсказка ассоциируется с одной концепцией, которую надо запомнить. Затем вы постепенно проходите по созданной конструкции и вспоминаете уложенные вещи.

Техника действует на основе создания самых интригующих ссылок на места и концепции, предназначенные для запоминания. Чем более абсурдная и необычная связь создается, тем больше увеличивается вероятность воспоминания

Важно задействовать разные чувства, представить все ясно в уме. Чем ярче картина, тем лучше

Применение техники: создание путей позволяет хранить в памяти неограниченное количество вещей. Попытайтесь создать несколько путей, тренировать ассоциации. С увеличением опыта эти пути могут использоваться для более сложной информации (презентации, аргументы, списки, экзамены).

Система числовых ссылок

Эта техника основана на арифметике, полезна для запоминания чисел. Реальные вещи мы помним лучше, чем цифры. Поэтому каждая цифра заменяется предметом, который его напоминает. Например, 1 = флаг с палкой, 2 = лебедь и т.д.

Применение техники: для запоминания цифр и простой информации.

Master system

Master system – это метод, используемый специалистами. Он был изобретен около 300 лет назад и до сих пор совершенствуется. Эта система позволяет запоминать неограниченное количество понятий, чисел, дат, имен и т.д. Она применяется игроками для запоминания карт. Основа – присвоение букв цифрам. Эти буквы впоследствии могут использоваться для составления слов, помогающих запоминать цифры с помощью разных историй.

Применение техники: Master system имеет универсальное применение, используется для запоминания цифр, неограниченного количества информации в точной последовательности.

Что способствует лучшему усвоению информации?

Рекомендации, которые помогут быстро запомнить новую информацию и будут способствовать ее лучшему усвоению, довольно просты. Перечислим их.

При освоении большого объема информации необходимо делать перерывы через каждые 20 минут изучения. Мозг должен отдохнуть и перезагрузиться. Если пытаться освоить информацию ударными темпами, такой метод ни к чему хорошему не приведет. Перегрузки закончатся тем, что информация усвоится плохо или же вообще не усвоится. Даже та информация, которая была изучена накануне, может улетучиться в тот момент, когда понадобится извлечь ее из головы.

Определите пару часов на изучение материала, но в это время не отвлекайтесь ни на что другое. Только в перерывах, когда отдыхаете, можно позволить себе переключиться (например, выпить кофе, послушать классическую музыку, которая благоприятно воздействует на процесс запоминания). А в сам момент изучения максимально сконцентрируйтесь только на информации.

Знайте о том, что фаза активной работы сознания выпадает на утренние часы (с 8: 00 до 10: 00) и на вечерние (с 20: 00 до 23: 00). А во время сна полученная днем информация активно синтезируется, поэтому изученная вечером информация запоминается качественнее. А те выдуманные сказки насчёт того, что положенная под подушку на ночь книга записывает в нашу память необходимый материал, не имеют под собой никакой разумной основы.

Во время изучения информации можно ходить по помещению. Это даже будет полезным действием, так как во время движения усиливается кровообращение, а мозг активно насыщается кислородом. Это очень хорошо влияет на процесс запоминания. А также в свободное от изучения время можно совершать длительные пешие прогулки, которые тоже положительно влияют на умственную деятельность.
Если вы больны или ощущаете недомогание, не стоит утруждаться и перегружать ослабленный организм изучением информации, потому что усилия будут напрасны, материал не запомнится и не отложится, как бы вы ни старались.

Когда вы чувствуете сильную усталость, а во время освоения информации потянуло в сон, лучше отдаться во власть естественной потребности организма и поспать хотя бы 30-40 минут

Даже непродолжительный сон способствует повышению эффективности запоминания информации в несколько раз.

Желательно не откладывать важное дело на завтра, если его можно сделать сегодня. Чем больше вы оттягиваете момент изучения чего-то необходимого, тем меньше останется времени на подготовку и освоение всего объема информации.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы  — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников

Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня целая серия материалов), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала.  Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал

Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно

Оставляйте свои впечатления и пожелания, я очень люблю комментарии!

Также можете почитать другие статьи о памяти:

Нравится? Поделитесь материалом

  • 3

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая.

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Техники для улучшения качества памяти

Техника развития памяти – не невозможная вещь. Это самоучитель, предполагающий освоение основных принципов хранения информации, некоторых простых методов и, как при изучении иностранного языка, регулярное использование воспоминаний.

Тренировка памяти не сложная, часто она представлена в виде простой забавной игры. Нередко она тренируется без вашего осознания – например, когда вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно купить в супермаркете.

Чтобы что-то запомнить, необходимо связать эту вещь с определенным фиксированным, неизменным предметом с помощью собственного воображения.

Чувства

Для легкого запоминания информации используйте чувства. Внутренние изображения должны быть максимально живыми; старайтесь использовать обоняние, слух, прикосновение, вкус. Используйте движение и ритм для создания более прочных воспоминаний. Представьте себе движущиеся изображения в пространстве. Чем лучше вам удастся задействовать этот принцип, чем чаще вы будем менять ритм, тем легче будет сохранять вещи в памяти и, в то же время, «вынимать» их оттуда.

Юмор

Чем более комичные, смешные, абсурдные, сюрреалистические ваши внутренние изображения, тем они лучше подготовлены к глубокому сохранению. Сальвадор Дали, великий художник-сюрреалист, однажды сказал: «Мои картины – это написанные вручную фотографии конкретной иррациональности». И во многих случаях это совершенно очевидно.

Фантазия

Эйнштейн сказал: «Фантазия важнее знания. Знание ограничено, воображение же охватывает весь мир, оно дает прогрессу новый импульс». Чем больше человек задействует воображение, тем больше он улучшает память.

Символы, цвета и цифры

Замена обычного или размытого изображения более значимым, интересным образом увеличивает вероятность его длительного сохранения. Также можно использовать традиционные символы (например, лампочка или красный маркер – будьте осторожны, остановитесь).

Использование цифр при запоминании придает основному правилу «расположения и порядка» определенный характер.

Для запоминания полезно использовать весь спектр радужных цветов, это сделает идеи более яркими и живыми, благодаря чему они лучше сохранятся в памяти.

Преувеличение

Один из существенных помощников в хранении новой информации – преувеличение и гипербола. Попробуйте сделать изображения чрезмерно большими или наоборот, как миниатюры, смешными, чрезвычайно пестрыми.

Ключевые слова

Все системы памяти работают с ключевыми словами. Они используют десятки сотен легко запоминающихся ключевых слов. На эти, предварительно закодированные слова, как на вешалку для одежды, вешайте вещи, которые хотите запомнить. Ключевые слова всегда должны быть визуальными, потому что их задача заключается в вызове определенного образа или идеи. Связь между ключевыми словами и запоминаемыми терминами должна быть максимально фундаментальной, несложной.

Секрет 1. Надо понять смысл

Если вам надо выучить текст, билеты для сдачи экзамена, реферат или лекцию, не надо прикладывать усилия и учить его наизусть, не понимая смысла этого текста.

Многие люди, особенно школьники и студенты, учат нужную им информацию, не понимая ее смысла. Таким образом можно выучить, но эта информация сохранится в голове на короткий срок и не получится воспользоваться ей в будущем, потому что информацию просто зазубрили.

Как надо правильно учить?

Когда вы читаете текст, вы должны о чем-то думать, что-то представлять, с чем-то связывать текст, который надо выучить, у вас должны появиться какие-то ассоциации, тогда текст запоминается легко и надолго, и в будущем вы можете им воспользоваться.

При таком запоминании текст фиксируется в мозгу, он связан с разными ассоциациями и в любое время, вы им можете воспользоваться.

Преимущества работы с памятью

Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации. Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Мнемокомната

Это метод оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.  

Несколько советов в заключение

Тренировать мозг и память можно с помощью простых задач и действий. Достаточно начать делать вещи другой (не доминирующей) рукой. Так можно писать СМС, чистить зубы, поливать цветы и т.д. Изначально это будет сложно, но постепенно, по мере тренировки другой части мозга, выполнение таких действий будет облегчаться. Можно также попытаться временно отключить зрение. Делайте некоторые действия с закрытыми глазами, стимулируя другие чувства. Попытайтесь намазать хлеб маслом и затем съесть его вслепую.

Попробуйте делать вещи в другом не привычном порядке. Преимущественно, мы совершаем повседневные действия автоматически, не задумываясь. Попробуйте изменить их порядок. Мозг выйдет из стереотипа, активируется. Эту способность впоследствии можно использовать для решения различных проблем в повседневной жизни. Вы сами будете в состоянии выйти из стереотипов, придумать новые решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector